Повышение и увеличение окладов и зарплат учителям и преподавателям с 1 сентября 2025 года
Размеры окладов и заработных плат московских педагогов планируется значительно повысить с начала нового учебного года.
Об этом сообщил в ходе заседания городского педсовета в Гостином Дворе мэр столицы Сергей Собянин.
«Качество вашей работы (учителей — прим. авт.) зависит еще и от того, как город о вас заботится, как [власти] решают вопросы материального обеспечения, заработной платы.
Мы по уровню заработной платы [в Москве] идем несколько выше даже указов президента [РФ Владимира Путина], которые посвящены этому.
Но с учетом того, что видите, какая инфляция, удорожание и так далее, мы приняли решение с 1 сентября значительно повысить и оклады, и зарплату педагогов», — сказал Собянин.
Как уточнила руководитель Департамента образования и науки Москвы Ирина Каклюгина, рост зарплат педагогов в столичных школах в среднем составит 24%.
Средняя зарплата педагогов в Москве по итогам 2022 года составила 125 тыс. рублей
Средняя зарплата педагогов в Москве по итогам 2022 года составила 125 тыс. рублей
По данным на 2023 год, средняя зарплата учителей начальной и средней школы в Москве составляла около 144 тыс. руб., говорилось в материалах пресс-службы правительства города.
В 2022 году столичные учителя в среднем получали 126,7 тыс. руб.,
в 2021 году — 123,1 тыс. руб.,
а в 2020 году — 117,9 тыс. руб. Всего в школах города работают 57 тыс. учителей, сообщали столичные власти.
В январе Собянин сообщил, что средняя зарплата в Москве составляет 140–160 тыс. руб.
В декабре 2023 года президент России Владимир Путин поручил правительству предложить системные решения проблемы оплаты труда учителей.
По словам главы государства, прежде всего необходимо увеличить доходы учителей в тех регионах, где сейчас они существенно ниже, чем в среднем по стране.
Об отработке «новой, более справедливой модели» оплаты труда бюджетников Путин заявил в октябре 2024 года.
Обсуждаем и разъясняем в нашем школьном канале:
МНЕНИЕ
Минпросвещения и Минтруд вместе разрабатывают критерии зарплат учителей
Министр просвещения Сергей Кравцов отметил, что сейчас педагогика находится на третьем месте по популярности у абитуриентов
Глава Минпросвещения Сергей Кравцов в интервью обозревателю телеканала «Россия-1» Наиле Аскер-заде сообщил о разработке Министерством просвещения России и Министерством труда и социальной защиты РФ единых и понятных критерий заработной платы учителей.
Глава ведомства отметил, что педагогические направления востребованы у поступающих. Они находятся на третьем месте по популярности у абитуриентов.
Глава Минпросвещения сообщил, что министерство совместно с Минтрудом занимается созданием единых правил начисления заработной платы, призванных сократить существующие различия. Кравцов подчеркнул, что начинающие учителя должны заранее иметь четкое представление о размере своего заработка и объеме обязанностей.
«Новая система оплаты труда, которая апробируется, как раз призвана ответить на эти вопросы», — сказал Кравцов.
Минпросвещения установило нормы часов работы за ставку зарплаты для педагогов.
Минпросвещения РФ определило нормативы учебной нагрузки для педагогов с учетом их квалификационного уровня и размера заработной платы. В соответствии с приказом ведомства, средняя недельная нагрузка для учителей составляет 18 часов. При этом для других категорий педагогов установлены отдельные нормы.
Согласно установленным требованиям, зарплата учителей не должна быть ниже средней по экономике соответствующего региона. Дополнительные выплаты бюджетникам осуществляются в зависимости от финансовых возможностей субъекта Федерации. Кроме того, при расчете заработной платы учитываются региональные коэффициенты, включая так называемые «северные» надбавки.
Нормы часов для учителей.
Согласно приказу Минпросвещения, в среднем педагог должен работать 18 часов в неделю. Количество часов зависит от каждой конкретной образовательной организации. Об этом следует из соответствующего документа министерства.
«Для учителей установлена норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы. Сколько часов должен работать учитель в неделю, определяется образовательной организацией», — следует из текста документа. Также указывается, что рабочее время педагогических работников определяется в соответствии с занимаемой должностью и (или) специальностью, а размер учебной нагрузки устанавливается ежегодно в начале учебного года.
В соответствии с действующим законом, для педагогических работников дошкольных учреждений, а также педагогов-психологов и социальных педагогов установлена недельная норма рабочего времени в 36 часов. Для преподавателей физкультуры и старших преподавателей эта норма сокращается до 30 часов в неделю.
Воспитатели, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеют сокращенную ставку — 25 часов в неделю. Преподаватели музыки могут работать 24 часа в неделю, а школьные логопеды и вовсе 20 часов.
Из чего складывается зарплата учителей.
Конкретный размер заработной платы педагогов определяется непосредственно в образовательном учреждении. Общая сумма формируется из четырех составляющих.
Основная составляющая. Она включает в себя проведение учебных занятий, проверку тетрадей учеников, а также организацию дополнительных уроков и кружковой деятельности. Стимулирующая надбавка назначается на основании критериев, установленных управляющим советом школы. Как правило, среди них учитываются: достижения учащихся на экзаменах и в олимпиадах, высокие баллы учеников на ЕГЭ, внедрение современных технологий в образовательный процесс, а также профессиональный стаж педагога и его участие в программах повышения квалификации. Компенсационная часть представляет собой дополнительную выплату, предоставляемую, например, за работу с детьми с ОВЗ или в качестве компенсации расходов на коммунальные услуги для педагогов, работающих в сельских образовательных учреждениях. Премиальные выплаты. Они также устанавливаются по усмотрению управляющего совета школы.
Кроме того, на прошедшем в июне ПМЭФ-2025 министр просвещения Сергей Кравцов рассказал о новой системе оплаты труда для педагогов. По его словам, зарплата будет разделена на две части: 70% составят гарантированные базовые выплаты. А оставшиеся 30% — стимулирующие надбавки, которые школа сможет устанавливать самостоятельно. С 1 сентября 2025 года такое тестирование будет введено в трех регионах: Владимирской области, Сахалинской области и Удмуртской Республике.
Средняя оплата труда учителей в РФ.
В первом полугодии 2024 года средняя ежемесячная заработная плата учителей в российских школах достигла 71,4 тысячи рублей, что на 12,3% превышает показатель за тот же период прошлого года. Об этом следует из данных Минпросвещения РФ за январь-июнь 2024 года.
Средний размер ежемесячной зарплаты педагогических работников дошкольных образовательных учреждений достиг 55,6 тысячи рублей, что на 15,1% больше по сравнению с предыдущим периодом. У специалистов, занятых в сфере дополнительного образования детей, данный показатель составил 66,1 тысячи рублей, что свидетельствует о росте на 14,4%. Преподаватели и мастера производственного обучения колледжей получали в среднем 71,7 тысячи рублей в месяц, что на 13,1% превышает уровень прошлого года.
Согласно данным Росстата за январь-декабрь 2023 года, средняя зарплата учителей в Москве составляла 111 744 рубля. В Московском регионе — 75 023 рубля. Самые низкие средние оплаты труда в Центральном федеральном округе фиксировались в Ивановской (33 980 рубля) и Тамбовской (35 565 рубля) областях.
В Санкт-Петербурге оплата труда педагогов составила 79 094 рубля, а в Ленинградской области — 58 999 рубля. Благодаря «северной» надбавке в Ямало-Ненецком автономном округе учителя получали 128 014 рубля, а в Чукотском автономном округе и того выше — 142 692 рубля. Наиболее низкий средний показатель значится в Республике Ингушетия. Там зарплата находилась на уровне 25 959 рубля.
Какие законы регулируют льготы для учителей
Главный закон для сферы просвещения — федеральный закон «Об образовании». Все права педагогов описаны в статье 47 этого закона. Однако дополнительные меры поддержки также вводят региональные власти. Эти льготы зафиксированы в многочисленных нормативных актах субъектов
Кроме того, курирующее работу школ Минпросвещения вводит единичные выплаты. Как правило, эти меры поддержки оформляются в постановления правительства.
Трудовые льготы для учителей
У всех учителей, которые работают в государственных школах, колледжах и училищах, сокращенная рабочая неделя. Ее размер зависит от категории:
| Норма часов | Специальность |
| 36 часов | педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги-организаторы, мастера производственного обучения, старшие вожатые, инструкторы по труду, библиотекари, методисты, тьюторы |
| 30 часов | старшие вожатые, инструкторы по спорту и ОБЖ |
| 20 часов | дефектологи, логопеды |
| 24 часа | музыкальные руководители и концертмейстеры |
| 25 часов | воспитатели, которые работают с детьми с инвалидностью |
| 18 часов преподавания | остальные учителя |
Обратите внимание: это норма часов на одну полноценную ставку. То есть учителя на одной ставке не должны вести больше 18 уроков в неделю. Остальные 18 часов работы должны отводится на другую работу — проверку тетрадей, заполнение учебных планов и так далее.
Закон разрешает одному учителю вести и больше уроков, но тогда администрация школы должна оплачивать это как сверхурочную работу либо оформлять такого учителя на еще одну ставку либо ее часть.
За полный рабочий год учителя получают также увеличенный трудовой отпуск. В зависимости от стажа количество дней отдыха варьируется от 42 до 56 календарных дней в году. Для учителей, работающих на Крайнем Севере, отпуск увеличивается до 80 дней.
Кроме того, педагог может оформить годовой отпуск за свой счет, а школа или другое образовательное учреждение обязано сохранить за ним должность. В такой длительный отдых можно уходить один раз в 10 лет.
И наконец, учителя могут досрочно выйти на пенсию, если соблюдены эти условия:
- 25 лет педагогического стажа на полной ставке;
- минимальные пенсионные баллы для страховой пенсии: в 2023-м — 23,4, в 2024-м — 28,2, а с 2025-го — 30.
Выйти на пенсию можно не раньше, чем за пять лет до пенсионного возраста по общему правилу. То есть если мужчина-учитель заработал 25 лет спецстажа в 54 года, то выйти на пенсию он сможет только в 55 лет.
Обсуждаем и разъясняем в нашем школьном канале:
МНЕНИЕ
Материальные льготы для учителей
Помимо преподавания учителя могут взять классное руководство. За это им полагается ежемесячная надбавка к зарплате — 5 тыс. рублей. Эта сумма не зависит от стажа или специальности учителя. Однако один учитель может взять в классное руководство только два класса.
В некоторых регионах к федеральной выплате дополнительно выплачивают свои стимулирующие выплаты. В Краснодарском крае надбавка за класс составляет 4 900 рублей, итого — 9 900 рублей в месяц. В Москве за класс из 25 человек доплачивают 12 500 рублей, итого — 17 500 рублей. Если учеников больше, то московским педагогам увеличивают сумму надбавку на 500 рублей за каждого ученика.
Учителя со званием «Заслуженный учитель РФ» получают федеральную доплату в 15% от оклада. Есть также региональные звания, их финансируют местные бюджеты, поэтому в них система поощрения разная. Например, в Москве учителя, награжденные званием «Заслуженный учитель города Москвы» получает единовременно 300 тыс. рублей, а в Свердловской области единовременно выплачивают 30 тыс. рублей, а далее ежемесячно доплачивают по 1 тыс. рублей.
Остальные надбавки зависят от ситуации на местах. Все учителя получают надбавку к заработной плате за категорию, которая присваивается по итогам аттестации педагогического работника. В среднем по стране такие показатели:
- за первую квалификационную категорию учителю доплачивают 15–25% от оклада;
- за высшую категорию — 25–35%.
Такие выплаты получают не в первый год работы, а после выслуги лет в одной школе. Обычно этот срок составляет 2 года.
Дополнительно от 10% до 30% от оклада получают учителя с учеными степенями. Чем выше научная степень, тем больше надбавка: меньше всего получают педагоги с законченной аспирантурой, а больше всего — доктора наук с профессорской должностью.
Земский учитель
Для сельских учителей работает отдельная программа поддержки. Все педагоги в селах и деревнях получают компенсацию в 1 200 рублей в месяц. Приехал специалист или уже давно живет в населенном пункте — неважно, выплату он все равно должен получать.
В 2020 году стартовала программа «Земский учитель». Она нужна, чтобы привлечь педагогов в малонаселенные города, села и деревни. Сейчас приезжающим туда педагогам выплачивают единоразово по 1 млн рублей, а на Дальнем Востоке — по 2 млн. Это касается сельских населенных пунктов, рабочих поселков, поселков городского типа, также городов, где численность населения составляет до 50 тыс. человек.
С 2024 года выплату увеличат до 2 млн рублей для тех учителей, которые переедут работать в приграничные районы.
Но переехать можно только на определенные территории. Вот они:
- Ахтынский и Магарамкентский районы Дагестана;
- Карачаевский район в Карачаево-Черкесской Республике;
- Муезерский район в Карелии;
- Владикавказ;
- Алтайский край;
- Астраханская область;
- Волгоградская область;
- Калининградская область;
- Курганская область;
- Новосибирская область;
- Омская область;
- Оренбургская область;
- Челябинская область;
- Смоленская область.
Но по программе учитель также берет на себя дополнительные обязанности. На новом рабочем месте проработать не менее 5 лет. Менять школу нельзя.
Выплаты за успехи учеников
Дополнительные стимулирующие выплаты также положены за успехи учеников, а также достигать личных профессиональных успехов. Все это может принести дополнительный доход до 30% от оклада для стимулирующих выплат и даже до 200% от заработной платы в случае компенсационных выплат.
Например, во многих регионах педагогам, у которых выпустили ученики, сдавшие ЕГЭ на 100 баллов, получают единовременно по 100 тыс. рублей. В некоторых регионах эта премия за всех учеников, а в Подмосковье, например, это плата за всех учеников. К примеру, если у учителя будет 3 стобалльника, значит, он получит 300 тыс. рублей.
Жилищные льготы для учителей
Для учителей в России доступны следующие льготы в жилищной сфере:
- предоставление жилья по договору социального найма;
- компенсации на оплату жилого помещения и услуг ЖКХ;
- выплата 1 млн рублей по программе «Земский учитель»;
- предоставление служебного жилья;
- возможность участия в жилищно-строительных кооперативах;
- дальневосточная ипотека;
- другие федеральные и региональные ипотечные программы.
Эти льготы зависят от стажа работы и особых достижений конкретного учителя. Однако самое главное — регион, в котором он работает. Местные власти запускают жилищные программы, поэтому эта мера поддержки отличается от субъекта к субъекту.
Например, в Новосибирской области учителя могут получить выплату до 150 тыс. рублей для внесения части первоначального взноса по ипотеке. Во Владимирской области можно получить выплату до 20% от суммы кредита или ежемесячные выплаты в размере процентов по ипотеке. А в Пермском крае предоставляется частный дом с земельным участком для сельских учителей.
Льготы учителям-пенсионерам
Учителя, отработавшие 25 лет по профессии, могут продолжать работу в школе. При этом им будут выплачивать как заработную плату, так и пенсию в полном объеме. С 2016 года после назначения страховой выплаты она не индексируется, но правительство планирует вернуться к этому к 2025 году.
Кроме того, учителям-пенсионерам независимо от стажа работы предоставляется субсидия на оплату ЖКУ. Размер компенсации устанавливают регионы. Также субъекты вправе сами устанавливать дополнительные льготы такой категории граждан.
Как учителю получить льготы и выплаты: кратко
- У всех учителей сокращенная рабочая неделя — от 18 до 36 часов. Одна ставка — это 18 уроков.
- В год педагогам положен оплачиваемый отпуск от 42 до 56 дней в зависимости от стажа. На Крайнем Севере отпуск педагогов увеличен до 80 дней.
- Педагогическая работа — это спецстаж. Поэтому после 25 лет работы в школе можно выходить на досрочную пенсию.
- Всем учителям, которые взяли классное руководство, доплачивают 5 тыс. рублей в месяц. Дополнительно прибавку могут дать регионы — например, в Москве за класс в 25 человек всего можно получать 17,5 тыс. рублей в месяц.
- К окладу также добавляют выплату за категорию. Ее размер зависит от региона, но в среднем она составляет 20–30%.
- Все учителя, которые работают в сельской местности, должны получать доплату в 1,2 тыс. рублей в месяц.
- У педагогов с научной степенью повышенная зарплата. Самая маленькая надбавка у тех, кто сдал аспирантский минимум, а самая большая — у докторов наук.
- Отдельно поощряются успехи учеников. Например, в Подмосковье за каждого стобалльника учителю выплачивают по 100 тыс. рублей.
- Для педагогов также действуют специальные программы по покупке жилья. В специальном каталоге собраны такие предложения: по ним средняя ставка ниже, чем по рыночным программам.
Обсуждаем и разъясняем в нашем школьном канале:
МНЕНИЕ
Минпросвещения России определило единый режим работы школ в течение учебного дня, — соответствующий документ министерства.
Согласно документу, занятия во всех образовательных учреждениях страны должны начинаться не ранее 8.00 и заканчиваться не позднее 19.00 при наличии второй смены.
Учеба 5-х, 9-х классов, а также классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должна проводиться в первую смену.
«Проведение нулевых уроков и обучение в три смены не допускается. Занятия второй смены должны заканчиваться не позднее 19 часов», — рассказал начальник нормативно-методического управления ИСМО имени Леднева Сергей Пепеляев.
Он добавил, что в документе отражены нормы, установленные СанПиНами.
Новый учебный год начнется 1 сентября и завершится 26 мая.
Школы могут организовывать обучение как по четвертям, так и по триместрам.
Необходимые рекомендации направлены в регионы России.
Вводится унифицированное расписание учебных занятий, которое обеспечит единообразие в освоении образовательных программ по предметам, независимо от уровня сложности и наполняемости классов в различных образовательных учреждениях.
В настоящее время педагогические работники выражают некоторое недоумение относительно практической реализации данного расписания, учитывая различия в тематической направленности и глубине изучения предметов в разных школах. Министерство юстиции Российской Федерации сообщает, что для адаптации расписания к специфике образовательных программ 1–11 классов были разработаны различные варианты учебных планов.
Определены нормативные показатели учебной нагрузки для обучающихся: от 20 астрономических часов в неделю для первоклассников до 36 часов для учащихся старших классов.
Также установлены ограничения на время выполнения домашних заданий: не более одного часа в день для учащихся первых классов и не более трех с половиной часов в день для старшеклассников.
В рамках нового учебного года для учащихся 6–7 классов предусмотрено изменение содержания предмета «Обществознание» на курс «История», включающий 5 часов «Всеобщей истории», 12 часов «Истории России» и 17 часов нового курса «История нашего края».
С 1 сентября 2025 года планируется сокращение объема учебного времени, отведенного на изучение английского языка в 5–7 классах, до двух часов в неделю.
Вводится система оценивания поведения учащихся.
Массовое внедрение данной системы запланировано на 1 сентября следующего учебного года, однако в отдельных образовательных учреждениях проведение пилотных проектов по внедрению данной системы может начаться уже в текущем учебном году.
Основной график школьных каникул на 2025–2026 учебный год:
-
Осенние каникулы — с 25 октября по 2 ноября 2025 года. Совпадают с праздником 4 ноября (День народного единства).
-
Зимние каникулы — с 31 декабря 2025 по 11 января 2026 года. Включают новогодние и рождественские праздники.
-
Весенние каникулы — с 21 по 29 марта 2026 года. В некоторых школах могут смещаться в апрель (11–19 апреля).
-
Летние каникулы — с 1 июня по 31 августа 2026 года.
-
Дополнительные каникулы для первоклассников — с 16 по 22 февраля 2026 года.
Обсуждаем и разъясняем в нашем канале:
МНЕНИЕ
Изменения с 1 сентября 2025 года в образовании: в школах, вузах и колледжах
С 1 сентября 2025-го в России вступают в силу важные изменения в образовании. Разбираем, что ждёт школьников, студентов и учителей в новом учебном году.
Каждый раз в начало учебного года мы вступаем с какими-то изменениями. В этой статье мы собрали и коротко описали, что изменится в школах, вузах и колледжах с 1 сентября 2025 года:
Учебный график в школах
1 сентября вступит в силу приказ Минпросвещения от 9.10.2024 №704, который внёс множество изменений в федеральные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования.
Некоторые изменения касаются режима занятий и отдыха. Каждая школа, как и раньше, может самостоятельно устанавливать режим работы (5 или 6 дней в неделю) и график учебного года — но, конечно, с учётом законодательства и гигиенических нормативов. Как и раньше, возможны варианты по четвертям, триместрам, индивидуальному графику. Продолжительность учебного года основного общего образования должна составлять 34 недели, при этом продолжительность учебных периодов в первом полугодии должна быть не более 8 учебных недель; во втором полугодии — не более 11 недель (раньше было — не более 10 недель).
Установлено, что при возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, в том числе военных действий, на отдельных территориях общеобразовательные организации могут вводить дополнительные каникулы в течение учебного года с сентября по май со сдвигом учебного процесса на летние месяцы. На практике так порой бывало и раньше, но теперь эта возможность закреплена нормативно.
Общая минимальная продолжительность каникул должна быть не менее 126 дней для 10-х классов и 42 дня для 11-х классов.
Учебная нагрузка в школах и единое расписание
Тем же приказом Минпросвещения от 9.10.2024 №704 установлен объём максимально допустимой нагрузки в течение недели в соответствии с различными вариантами федеральных учебных планов. Эти учебные планы отличаются друг от друга 5-дневной или 6-дневной учебной неделей, а также набором обязательных учебных предметов (например, наличием в программе, кроме русского языка, также родного, или второго иностранного языка). То есть по каждому учебному плану расписано общее количество часов буквально для каждого предмета. Это сделано ради оптимизации нагрузки школьников.
Кроме того, Минпросвещения разработало варианты расписаний уроков для 1–11-х классов при организации обучения в 2025/26 учебном году. Это анонсированное в апреле так называемое единое расписание уроков. Цель его разработки — минимизировать перегрузку и равномерно распределить учёбу.
В соответствии с разными вариантами федеральных учебных планов и с учётом 5-дневной или 6-дневной недели разработаны:
- пять вариантов расписаний для 1–4-х классов;
- шесть вариантов расписаний для 5–9-х классов;
- 19 вариантов расписаний для 10–11-х классов.
При этом в методических рекомендациях по применению этих вариантов установлено, что школа может адаптировать выбранный вариант единого расписания, исходя из имеющихся у неё условий — кадровых и материально-технических, а также с учётом контингента учеников. Также методические рекомендации фиксируют некоторые общие важные принципы. Например, поясняют, как распределять учебную нагрузку в течение недели (есть два варианта: с нарастанием нагрузки к середине недели и, наоборот, с «облегчённым» днём в середине недели).
Изменения в учебных программах и их унификация
Приказ Минпросвещения от 9.10.2024 №704 вводит единые поурочные планы по основным предметам, чтоб обеспечить единство образовательного процесса. В планах расписаны темы каждого урока по конкретному предмету в течение учебного года.
Для каждого предмета установлен перечень (кодификатор) распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения образовательной программы. Что это значит? Это перечень элементов содержания, которые проверяют на ОГЭ и ЕГЭ. Цель — точнее подстроить учебный процесс под требования государственной аттестации.
Переработано содержание рабочих программ по истории и обществознанию. При этом в 5–7-х классах увеличено количество часов на изучение истории, в том числе истории родного края, а в 8–9-х классах по-другому распределены часы на всеобщую историю и историю России. Начинать изучать обществознание школьники будут с 8-го класса (в 6–7-х этого предмета не будет). Именно благодаря этому удалось увеличить число часов на изучение истории. Изначально планировалось, что обществознания не будет и в 8-м классе, но от этого варианта отказались.
В некоторых школах, возможно, разнообразят занятия физкультурой такими видами спорта, как теннис, биатлон, единоборства и даже гольф или скалолазание. Правда, всё будет зависеть от возможностей школ, а также погодных особенностей регионов. Просто обязательные и вариативные модули образовательной программы по физкультуре пополнились новыми видами спорта.
Контрольные работы в школе
Согласно приказу Минпросвещения от 9.10.2024 №704, оценочные процедуры (то есть контрольные), не должны превышать 10% от всего объёма учебного времени, отводимого на изучение конкретного учебного предмета в определённом классе в текущем учебном году.
Длительность письменной контрольной работы может быть от одного до двух уроков (не более чем 45 минут каждый).
Практические работы (включая лабораторные, интерактивные и иные) могут составлять один урок (не более чем 45 минут).
Домашние работы в школе
Для начальной школы установлено, что суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения:
- 1 час — для 1-го класса;
- 1,5 часа — для 2-го и 3-го классов;
- 2 часа — для 4-го класса.
Домашнее задание на следующий урок учителям рекомендуется задавать на текущем уроке, при наличии электронного журнала дублировать в нём задание не позднее времени окончания учебного дня. Для выполнения задания, требующего длительной подготовки (например, доклада, реферата, оформление презентации, заучивание стихотворений), рекомендуется предоставлять достаточное количество времени.
Кстати, в будущем домашние задания могут регламентировать для всех классов, а то и вовсе отменить. Дело в том, что такую радикальную точку зрения об отмене недавно высказал председатель Госдумы Вячеслав Володин — и не только из-за чрезмерной нагрузки школьников, но и по той причине, что из-за ИИ-технологий домашние задания превратились в «пустую трату времени» (имелось в виду — потому что мало кто выполняет их теперь самостоятельно, по-настоящему, без помощи ИИ-инструментов). Это заявление подняло большую волну обсуждений, а сам Вячеслав Володин позднее сообщил, что Госдума начнёт разрабатывать предложения по изменению подходов к домашнему заданию в российских школах.
Повышение квалификации учителей
С 1 сентября 2025 года повышение квалификации школьных учителей, а также переподготовку специалистов других профессий, направленную на то, чтобы те могли заниматься педагогической деятельностью в школах, могут проводить только:
- государственные и муниципальные образовательные организации и организации, учредителями которых или одним из учредителей являются Российская Федерация, её субъекты или муниципальные образования;
- государственные компании или корпорации и компании, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, её субъекта или муниципального образования;
- образовательные организации, которые осуществляют образовательную деятельность в федеральной территории «Сириус», на территориях инновационного центра «Сколково», в инновационных технологических центрах;
- общероссийские спортивные федерации (в части ДПО в области спорта).
Раньше такого ограничения не было, его приняли в апреле. Это, конечно, не значит, что школьным учителям запрещено учиться на курсах, которые проводят любые другие организации, кроме перечисленных. Пройти обучение можно, просто оно будет исключительно «для себя» и не зачтётся как официальное повышение квалификации.
Экзамены при поступлении в вуз после колледжа
В этом году Госдума приняла закон, по которому выпускники колледжей, техникумов и прочих организаций системы среднего профессионального образования (СПО) смогут поступать в вузы без ЕГЭ (то есть по результатам внутренних вступительных испытаний) только на программы, профиль которых совпадает с полученной ими в СПО специальностью или профессией. Соответствие профилей, а также форму и перечень внутренних экзаменов будут определять сами вузы.
Поправки начнут действовать с 1 сентября 2025 года и, соответственно, будут работать начиная с приёмной кампании 2026 года. Подробнее об этом мы рассказывали здесь.
Тем, кто в 2026 году планирует поступать в вузы на базе СПО, необходимо отслеживать на сайтах интересующих их вузов информацию о том, какие программы высшего образования и СПО там считаются соответствующими, а также какие предметы ЕГЭ нужно сдавать для поступления (если выяснится, что вы будете поступать на «несоответствующую» вашему профилю программу). Такая информация должна появиться на сайтах вузов не позднее 20 января 2026 года.
Если окажется, что в вашем случае для поступления нужно сдавать ЕГЭ, то вам важно успеть не позднее 1 февраля 2026 года записаться на сдачу нужных предметов ЕГЭ. В некоторых регионах зарегистрироваться можно онлайн на сайтах региональных центров обработки информации (РЦОИ) или других государственных учреждений (например, на mos.ru для жителей Москвы). Также заявление на участие в ЕГЭ можно подать лично в специальных пунктах регистрации по месту жительства.
Поступление в вузы на платные места
С 1 сентября 2025 года вступит в силу закон об ограничении платного приёма в вузы России. Согласно этому закону к 1 декабря 2025 года Правительство утвердит порядок и условия, по которым будет определять перечень направлений подготовки и специальностей, по которым будет установлено предельное количество мест для платного приёма. Проще говоря, приём на платные места будет ограничен — вузы не смогут взять больше платников, чем разрешит государство.
Из заявлений представителей Министерства образования и науки уже известно, что в первую очередь ограничение произойдёт на таких популярных у абитуриентов направлениях подготовки, как экономика, управление и право. Объясняется это тем, что таких специалистов система высшего образования готовит в избытке. Поскольку количество бюджетных мест по ним не так велико, в основном этот переизбыток происходит за счёт большого платного набора. Также известно, что ограничения коснутся не только государственных, но и частных вузов.
Заметим, что кое-что изменилось и в приёмную кампанию 2025 года: вузы уже не имели права, как раньше, увеличивать число платных мест прямо во время набора, если желающих поступить на них оказывалось много. Так что следующим шагом станет изначальное ограничение числа платных мест на некоторых направлениях, точный список которых будет известен только к концу 2025 года.
Уменьшение числа платных мест на популярных направлениях естественным образом увеличит конкурс на них. А это значит, что для поступления на платное обучение понадобятся более высокие проходные баллы, чем раньше. То есть конкурс на платные места станет таким же реальным, как и на бюджетные (раньше естественным ограничителем платного набора, по сути, служила цена обучения, а принимали практически всех желающих, у кого был хотя бы минимально необходимый порог баллов).
Кроме того, новый закон предусматривает, что специальный образовательный кредит будет возможен лишь для тех, кто поступает на платное обучение на такие направления подготовки и специальности, которые соответствуют «задачам обеспечения технологической независимости и технологического лидерства РФ». Их перечень тоже утвердит Правительство. Проще говоря, это будет касаться в основном инженерных специальностей.
Профориентация студентов вузов и колледжей
Минтруд России подготовил порядок взаимодействия служб занятости и образовательных организаций в рамках проекта по профориентации и маршрутизации молодёжи. Об этом сообщил недавно министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.
По его словам, студенты вузов и колледжей получат рассылку с приглашением построить карьеру и начать формировать портфолио на портале «Работа России». Там им будет доступно 15 сервисов по профориентации, для трудоустройства и профессионального развития. Далее, как сообщается, карьерные консультанты будут работать с каждым студентом индивидуально, чтобы снизить риск возникновения у него сложностей с устройством на работу, и рекомендовать использовать для этого те или иные сервисы. Кроме того, планируется, что консультанты будут подбирать варианты производственной или преддипломной практики, а на выпускных курсах помогать студентам искать оплачиваемую стажировку.
Чего ещё стоит ожидать в колледжах (и старших классах школ)
Очень вероятно, что всем девятиклассникам страны в 2026 году упростят поступление в колледжи и техникумы — для этого (точнее, для получения школьного аттестата, чтобы перейти в СПО) им достаточно будет сдать два обязательных ОГЭ: русский и математику. Тем же, кто захочет продолжить обучение в 10-х и 11-х классах, по-прежнему нужно будет сдавать, помимо двух обязательных, ещё два предмета по выбору.
Напомним: такой эксперимент уже провели в 2025 году в Москве, Санкт-Петербурге и Липецке, чтобы сделать СПО более доступным и восполнить дефицит представителей рабочих профессий. Тем, кто предпочёл сдать лишь два экзамена и пойти в СПО, фактически гарантировали зачисление в колледж или техникум своего региона. Правда, без гарантий, что именно в то учебное заведение, куда хотелось бы, и что по желаемой специальности (эти вопросы каждый из трёх городов решил по-своему).
Результаты эксперимента в трёх городах получились разными, но связано это было с разными условиями его проведения. Например, в Москве девятиклассникам предоставили очень широкий выбор учреждений СПО и профессий/специальностей (в перечень вошли далеко не только рабочие), и там заявления на сдачу двух ОГЭ в итоге подали 34,5% от общего числа девятиклассников (больше, чем планировалось). Столичные власти даже вынуждены были увеличить заранее выделенное число бюджетных мест в колледжах и техникумах города. Словом, этот вариант действительно оказался популярным.
А вот в Санкт-Петербурге возможность получить аттестат и перейти в колледж по двум ОГЭ предоставили лишь по ограниченному списку профессий, в основном — рабочих. Там этот путь не стал популярным у девятиклассников — его предпочли лишь 7,7%.
Стоит ожидать, что подобную систему распространят на всю страну, но каким образом (так же, как в прошедшем эксперименте, предоставят регионам самим решать детали, или установят для всех единые правила), пока неясно.
Обсуждаем и разъясняем в нашем канале:





Ваш комментарий будет первым