Какие будут зарплаты и пенсии после СВО, когда бойцы вернутся домой и будут искать работу на «гражданке»?
Вместо эпиграфа: Все эти революции и повышения зарплат сведут на нет одним простым движением курса доллара процентов на 70 вверх. Все цены из-за этого тоже рванут вверх и то что вы могли купить на эти 200 тыс р, после уже не купите на 600 тыс р.
Неизбежно! Неизбежно будут расти цены на всë!
В России, вероятно, происходит «революция зарплат» и сыграл в этом роль «фактор СВО», говорится в отчете Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования «Тетрадь 1. Как развивалась экономика в 2023 и начале 2024 гг.», который подготовил руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов Дмитрий Белоусов.
Под «революцией зарплат» понимается необходимость их увеличения как обязательной части модернизации и реформ. К примеру, еще в 2017 директор ИНП РАН Александр Широв призывал к «конкретным решениям» по налогообложению доходов и имущества, увеличению соцподдержки и зарплат бюджетников как части реформ. В прошлом году к зарплатной революции — повышению производительности труда, обновлению производств и быстрому росту оплаты труда — призывал вице-спикер Госдумы Александр Бабаков.
Президент Владимир Путин в начале апреля говорил о необходимости увеличения доли оплаты труда в ВВП в следующие 6 лет. По его словам, в 2023 она составила 40,7%.
Влияние «спецоперации» на экономику в докладе описывается как прямое и опосредованное: высокие выплаты добровольцам, ушедшим на «спецоперацию», «автоматически задают ориентир для рынка труда (хотя бы из соображений удержания занятых)».
«Нет сомнений, что после завершения СВО этот фактор сохранится: военнослужащие, получавшие ₽200 тыс. в месяц и более, просто не будут возвращаться на старые рабочие места за ₽50-60 тыс. в месяц и будут, очевидно, искать работу, соответствующую своему новому социальному статусу», — говорится в отчете.
В будущем исчерпание готовности к дешевому труду в реальном секторе станет вызовом для компаний, и дорогостоящий труд вынудит компании повышать производительность труда.
Кроме того, «спецоперация» оказала прямое и опосредованное влияние на сложившийся дефицит на рынке труда, говорится в докладе ЦМАКП. Практически весь год спрос на труд рос, а безработица падала из-за «масштабного, порядка десятков тысяч в месяц ухода в Вооруженные силы трудоспособных граждан и развертывания оборонных производств», развития импортозамещающих производств, восстановления Донбасса..
Как отмечает автор доклада, 2023 год был в целом достаточно удачным для российской экономики. Экономический рост составил 3,6%, расширение инвестиций — 9,8%, реальные располагаемые доходы выросли на 5,4%, потребления населением товаров и услуг — 5,9%, что, по его словам, является очень высоким результатом в условиях СВО и введенных против России масштабных экономических санкций.
Белоусов предполагает, что по итогам 2024 года можно ожидать прироста реальной заработной платы на 3,1-3,5%, что (с учетом несколько более медленного роста пенсий и других компонентов доходов) может обеспечить прирост реальных располагаемых доходов на 3,0-3,2%.
В вопросе влияния СВО на общее повышение зарплат в стране есть несколько аспектов, причем некоторые противоречат друг другу
Первый и главный — то, что с началом мобилизации, а также спецоперации в целом на рынке труда появились высокооплачиваемые “вакансии” в зоне СВО, а также на подтянувшейся следом оборонке — является важным психологическим моментом.
Как верно замечено, люди, которые сейчас там работают, после завершения СВО будут искать места соответствующие их новому социальному статусу.
И тут принципиален даже не момент наличия таковых, а то, что они прикоснулись к совершенно другому образу жизни — с возможностью позволить себе то, чего не могли раньше.
Речь не о роскоши, а о базовых вещах, вроде оплаты института детям или покупки жилья, что с новым доходом стало для них неизмеримо доступнее. Вот эти ожидания качества жизни играют важный момент в вопросе трудовых ресурсов.
Второй, вступающий в противоречие с первым, заключается в том, что война — всегда двигатель экономики. Именно войны прекращают стагнацию за счет вливания колоссальных средств в производство и покупку оружия, а также найм боевых единиц.
Когда боевые действия заканчиваются, то экономика спустя некоторое время все равно “охлаждается”, а значит либо в ней появятся какие-то новые ниши для бывших солдат и оборонщиков, либо появится довольно широкая когорта населения с нереализованными запросами — и об этом надо думать уже сейчас.
Третий аспект заключается в том, что если в госсекторе уровень заработной платы еще можно отрегулировать “волевым решением”, то с коммерческим сектором гораздо сложнее. Владельцы бизнеса, связанного с не самым квалифицированным трудом, не скрывают своего раздражения тем, как изменения, вызванные СВО, разогрели рынок с точки зрения ожидаемых зарплат.
Курьер, ранее работавший за условные 30 тысяч, теперь делать этого не хочет
Но бизнес не торопится поднимать зарплаты, потому что это чревато потерей привычного размера маржи. Коммерсанты ждут “пока все закончится” и можно будет вернуться к эксплуатации трудового ресурса не по себестоимости, а по сложившейся на рынке ситуации (а она такова, что зарплата в 25-30 тысяч рублей до сих пор является в большинстве регионов России “неплохой”, что бы там ни говорила официальная статистика.
Крупный и средний бизнес совсем не в восторге, что от него теперь требуется большая вовлеченность в экономику страны и некоторая аскеза в личных доходах, поэтому рост зарплат в коммерческом секторе, будет происходить со скрипом.
Четвертый аспект, в свою очередь, вступает в противоречие с третьим. Даже с исчезновением такого фактора, как СВО, куда большее значение имеет значительно более долгоиграющий тренд: общий дефицит трудовых ресурсов.
Заменить все недостающее мигрантами в любом случае не получится, а значит неизбежно увеличение спроса и — параллельно — заработной платы, причем даже не по высокотехнологичным специальностям.
И тут, даже несмотря на психологическую неготовность, частникам все же придется перебороть себя — жизнь потребует.
Зарплатный тренд уже привел к изменениям на российском рынке труда
Так, согласно данным главного эксперта hh.ru по рынку труда Натальи Даниной, в марте 2024 года медианное значение предлагаемых российскими работодателями зарплат впервые за последние годы превысило медианное значение зарплат, ожидаемых соискателями — 64,2 против 63,7 тысячи рублей. При этом увеличение окладных предложений, по ее словам, фиксировалось на российском рынке труда еще до начала боевых действий на Украине, однако сейчас эта тенденция получила новый виток на фоне усиления кадрового голода.
Ранее в Центробанке (ЦБ) сообщили, что по итогам первого квартала 2024 года обеспеченность кадрами отечественных компаний достигла минимального значения за всю историю наблюдений с 1998-го. В январе-марте показатель составил минус 28,2 пункта. В этих условиях, подчеркнула Данина, зарплатный инструмент является главным и самым очевидным способом повысить привлекательность работодателя у соискателей и уже задействованных сотрудников.
Российские работодатели столкнутся с трудным выбором
Все вышеперечисленные факторы, утверждает Белоусов, в итоге поставят российских работодателей перед трудным выбором. Им придется либо идти на уступки вернувшимся с фронта военным и удовлетворять растущие зарплатные ожидания последних, либо модернизировать собственное производство, внедряя новые технологические разработки в рабочие процессы. После того как новый зарплатный тренд на рынке труда «будет до конца осознан», можно ожидать массовой роботизации и модернизации производственных средств.
Разница между выплатами военным и средней региональной зарплатой может быть колоссальнойЕлена Варшавскаяпрофессор департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами Высшей школы бизнеса ВШЭ
Кроме того, работодатели, вероятно, получат мощный стимул к профессиональной переподготовке уже задействованных на производстве сотрудников. В противном случае они столкнутся с усилением кадрового голода с учетом роста зарплатных ожиданий на российском рынке труда. На этом фоне возможности для найма новых сотрудников без повышения окладных предложений будут крайне ограничены. С учетом жесткой конкуренции и кадрового дефицита внедрение новых технологий в производство станет для работодателей одним из немногих действенных инструментов для выхода из «ловушки дешевого труда».
до40 %рабочих мест по всему миру могут оказаться под угрозой сокращения из-за внедрения искусственного интеллекта
Более активное внедрение новых технологий в производственные процессы, как полагает Белоусов, поможет компаниям повысить производительность труда. Однако широкая автоматизация может привести и к ряду негативных последствий. Директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристалина Георгиева ранее предупреждала, что активное использование технологий искусственного интеллекта может стать предпосылкой для роста экономического неравенства в мире. Под угрозой могут оказаться до 40 процентов рабочих мест по всему миру, включая Россию. По этой причине подходить к автоматизации и роботизации производственных процессов нужно подходить с осторожностью.
МНЕНИЕ:
-Работодатели не смогут поднять зарплаты. Они не знают как выжать из старых технологий большие деньги. Поэтому скорее всего количество работодателей кратно сократится до равновесного состояния относительно нынешних низких зарплат.
-А это точно компетентные люди писали? Которые знают, откуда берется заплата и как формируется? Так-то нет проблем с зарплатой в 200000 р для большинства. Но тогда и буханка хлеба будет 200-300 р стоить. Мозги то включать иногда нужно, и проводить причинно-следственные связи.
-Те кто прочитал и раскатал губу, закатайте обратно😁
-Пока зарплаты военнослужащих на СВО привели только к повышению цен.
-Так извините, за 200 тыс они работают 24/7 и без выходных и праздничных и ночных выплат. Если посчитать, то при графике 5/2 двести тысяч за полный месяц час в час — это 54000 примерно зарплата по стандартному офисному графику. То есть, даже меньше 60.
-Сейчас спрос на оборонку высокий, большие зарплаты, частникам трудно конкурировать. Но когда все закончится, оборонке столько специалистов будет не нужно. И куда они пойдут, привыкшие к большой зарплате?
-На сколько подорожал пакет продуктов и услуги ЖКХ , все другие товары и услуги. Это похоже на морковку перед ослом.
—Пойдут ещё как работать. Этот тренд на повышение зарплаты очень быстро закончится вместе с военными действиями. Во- первых высвободится масса рабочих рук, а это конкуренция либо конкурс за рабочее место как хотите. Во- вторых свернётся огромное количество оборонных, промышленных контрактов, дефицита рабочей силы не будет. Как бы не упала зарплата то.
-Поднимается зарплата — поднимаются цены на товары и услуги (деньги на поднятие зарплат надо же брать где-то), поднимаются цены — зарплаты уже не очень привлекательный, их надо поднимать.
Ваш комментарий будет первым