Бюджетникам в 2024 году повысят оклады и зарплату путем введения единой базовой ставки
Почему бюджетникам надо повысить оклады в России?
В современном обществе важно обеспечить достойный уровень оплаты труда во всех сферах деятельности. Особенно это актуально для работников бюджетной сферы, которые значительно влияют на функционирование государства.
В России повышение окладов для бюджетников является неотложной задачей, и существуют несколько причин, почему это требуется.
Во-первых, бюджетники выполняют важные функции для государства. Они работают в образовании, здравоохранении, налоговых службах, правоохранительных органах, культуре и других отраслях, которые имеют прямое отношение к благополучию общества.
Качество предоставляемых ими услуг напрямую влияет на жизнь граждан и развитие страны в целом. Работая на благо общества, бюджетники заслуживают честную и достойную компенсацию за свой труд.
Во-вторых, необходимо привлечение и удержание высококвалифицированных специалистов в сфере бюджетных учреждений. Без таких специалистов невозможно обеспечить качественное выполнение задач, возложенных на бюджетные организации. Однако низкий уровень окладов делает этот сектор непривлекательным для специалистов, и они выбирают работу в частном секторе или за рубежом.
Повышение окладов позволит привлечь лучших кадров и сохранить их в системе бюджетного сектора, что приведет к улучшению качества предоставляемых услуг и повышению эффективности работы государственных организаций.
В-третьих, повышение окладов для бюджетников способствует остановке массового ухода квалифицированных специалистов из государственного сектора. Низкий уровень дохода зачастую является основной причиной перехода на работу в частные компании или зарубежные учреждения.
Это приводит к дефициту опытных кадров в сфере бюджетных организаций и снижению качества предоставляемых услуг.
Повышение окладов способствует улучшению условий работы и финансовой стимуляции сотрудников, что в свою очередь повышает мотивацию к работе и привлекательность государственной службы.
Наконец, увеличение окладов для бюджетников имеет положительный социальный эффект. Более высокий уровень оплаты труда позволяет справедливо определить статус и значимость труда людей, работающих в сфере бюджетного сектора. Это поможет поднять популярность этих профессий в глазах общества и содействовать стремлению молодежи к развитию в этих областях. Повышение окладов также способствует улучшению социальной справедливости и увеличивает уровень жизни самих бюджетников и их семей.
Таким образом, повышение окладов для бюджетников в России является необходимой мерой, которая обеспечит эффективное функционирование государственных организаций, привлечет и удержит высококвалифицированных специалистов, остановит их массовый уход из государственного сектора и повысит социальную справедливость. Это не только будет способствовать улучшению качества предоставляемых услуг, но и сделает возможным более устойчивое развитие страны в целом.
В Госдуму внесен законопроект о единых базовых ставках по окладам бюджетников
•В Госдуму внесен законопроект о единых базовых ставках по окладам бюджетников.
•Законопроект призван решить проблему «зарплатного неравенства» в бюджетной сфере.
•Правительство может устанавливать базовые должностные оклады и ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
•В течение последних 15 лет этим правом так и не воспользовались, что привело к значительной дифференциации зарплат работников одних и тех же специальностей и типов учреждений.
•Также большая разница наблюдается в зарплате руководителей и сотрудников бюджетной сферы.
•Законопроект устанавливает обязанность правительства принимать базовые должностные оклады и ставки зарплаты по профессиональным квалификационным группам работников бюджетных учреждений.
Сенаторы и депутаты разработали проект, который обязывает правительство устанавливать единые базовые ставки по окладам бюджетников, которые не будут ниже уровня минимального размера оплаты труда (МРОТ), или 19,2 тыс. руб.
В пояснительной записке говорится, что по закону «О минимальном размере оплаты труда» первый разряд единой тарифной сетки был оторван от уровня МРОТ, после чего в целях защиты бюджетников внесли поправку, которая наделила правительство правом устанавливать базовые ставки окладов. Но с 2007 года правительство так ни разу и не воспользовалось таким правом.
Из-за этого в большинстве регионов наблюдается сильная дифференциации зарплат работников бюджетной сферы, а также разница между заработной платой руководителей и работников.
Такая тенденция заметна как на межрегиональном, так и на внутрирегиональном уровне.
Сегодня в сфере здравоохранения и образования этот показатель может составлять от 5 тыс. до 12 тыс. руб. в зависимости от региона.
Новым законопроектом депутаты хотят обязать правительство устанавливает единые базовые ставки.
«С учетом послания президента считаем, что пришло время для появления в России нормативно-правовой базы для внедрения системы оплаты труда в бюджетной сфере и устранения существующей несправедливости»,— объяснил один из авторов, глава комитета Госдумы по труду и социальной политике Ярослав Нилов.
Предполагается, что законопроект с поправками в ст. 144 Трудового кодекса внесут в Госдуму 27 марта.
Для того чтобы выровнять уровень заработных плат в Госдуму вносится законопроект, которым устанавливается обязанность правительства принимать базовые должностные оклады и ставки зарплаты по профессиональным квалификационным группам работников бюджетных учреждений.
Ранее вице-премьер РФ Татьяна Голикова сообщала, что в 2024 году планируется выработать единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном, местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
Повысить до МРОТ
Правительство хотят обязать устанавливать единый размер базовых окладов для работников бюджетной сферы. Законопроект с поправками в ст. 144 Трудового кодекса сенаторы и депутаты внесут в Госдуму 27 марта. Они считают, что величина фиксированных выплат должна быть не меньше уровня минимального размера оплаты труда (МРОТ).
В пояснительной записке сообщается, что в соответствии с законом «О минимальном размере оплаты труда» первый разряд единой тарифной сетки был оторван от уровня МРОТ. Чтобы изменить эту ситуацию, в целях защиты работников бюджетной сферы в Трудовой кодекс была внесена поправка, которая наделила правительство правом устанавливать базовые оклады и ставки зарплат. Однако, как сообщают в документе его авторы, с 2007 года кабмин им ни разу не воспользовался.
То есть обязанности такой у правительства нет.
Это привело к тому, что в большинстве субъектов сложилась структура, приводящая к значительной как межрегиональной, так и внутрирегиональной дифференциации зарплат работников бюджетной сферы, а также к большой разнице между заработной платой руководителей и работников, отмечается в пояснительной записке.
— С учетом послания президента считаем, что пришло время для появления в России нормативно-правовой базы для внедрения системы оплаты труда в бюджетной сфере и устранения существующей несправедливости.
Нормы законодательства о возможности правительства ни к чему не обязывают, решение может не приниматься на протяжении нескольких лет и не быть принятым, — пояснил один из авторов законопроекта, глава комитета Госдумы по труду и социальной политике Ярослав Нилов.
По его словам, представители одних профессий, проживающих в разных регионах, не должны ставить вопрос о том, почему их труд по-разному оценивается.
Как пояснили в комитете, размер базовой ставки окладов должен быть не ниже уровня МРОТ. Сегодня в сфере здравоохранения и образования этот показатель может составлять от 5 тыс. до 12 тыс. рублей в зависимости от региона.
Как сообщили в пресс-службе Минтруда, в настоящее время по поручению президента идет межведомственная работа по подготовке предложений по совершенствованию систем оплаты труда работников бюджетной сферы.
— Решением этого вопроса может стать внедрение отраслевых систем оплаты труда. Это позволило бы внедрить единые подходы к начислению заработной платы, сократить межрегиональную дифференциацию в оплате труда. Вместе с тем вопросы заработной платы — очень тонкие, чувствительные, требуют глубокой проработки, практического анализа, — уточнили в министерстве.
С учетом этого внедрение отраслевых систем оплаты труда необходимо начать с апробации в рамках пилотного проекта. Регионы-пилоты могут быть определены до конца этого года, пояснили в Минтруде.
При этом сам законопроект в министерстве комментировать не стали.
Задача поставлена
Первый зампред комитета Госдумы по экономической политике (КПРФ) Николай Арефьев инициативу поддерживает. При этом, по мнению депутата, базовый размер окладов бюджетников должен быть в два раза выше, чем предлагают авторы законопроекта.
— Считаю, что для профессий в бюджетной сфере нам нужно ввести единую тарифную сетку, которая когда-то была в СССР и давала людям получать ту зарплату, которой они достойны. Потом решили сделать отраслевую систему, где размер зарплат устанавливает по своему усмотрению руководитель.
Именно это приводит к серьезному неравенству в одних и тех же профессиях, — пояснил депутат.
По его словам, при расчете размера базовой ставки он бы отталкивался от двух МРОТ.
С этим мнением согласен первый зампред фракции «Справедливая Россия — За правду» Олег Нилов.
— Законопроект заслуживает поддержки. Но сам уровень МРОТ должен быть существенно увеличен. Наша позиция, что он не может быть сегодня меньше 40 тыс. рублей, — заявил депутат.
В «Единой России» от комментариев инициативы воздержались. При этом там отметили, что вопрос неравенства окладов поднимал Владимир Путин в послании Федеральному собранию в конце февраля.
Кроме того, 14 февраля, на пленарном заседании Форума будущих технологий президент предложил регионам с 1 апреля повысить до 50% окладную часть заработной платы медиков, сохранив при этом дополнительные выплаты.
«Мы всё время говорим о том, что фиксированная часть должна быть обеспечена, безусловно, дополнительные выплаты тоже важны.
В свою очередь, правительство должно подготовить аналогичные решения в отношении медицинских сотрудников федеральных организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования», — заявил тогда глава государства.
Директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович допускает повышения базовых ставок для бюджетников, с учетом того что на индексацию зарплаты в федеральном бюджете запланированы порядка 9 трлн рублей.
При этом он увидел и риски в реализации этой инициативы.
— Действительно, базовые оклады бюджетников в России очень низкие, именно поэтому все они получают финансовые надбавки, которые могут доходить до 60%.
Но сейчас проблема в том, что размер этих надбавок может меняться в меньшую сторону.
Если увеличить базовый оклад до среднероссийского уровня МРОТ — 19,2 тыс. рублей, и не сохранить дополнительные выплаты, то нет гарантии, что потом их не отменят, — пояснил эксперт.
Поэтому в законе следует также прописать сохранение дополнительных выплат, резюмировал он.
Ваш комментарий будет первым