Готовится сокращение 10% штатных мест для госслужащих…
О неудачных попытках оптимизации госаппарата, несмотря на цифровизацию:
За период с 2020 по 2022 год (последние доступные данные) численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти не снижалась, а только росла (+ 5% за 2 года). Среднемесячная зарплата за указанный период выросла более чем на 35%.
Соответственно ни о каком повышении производительности труда, несмотря на бравурные заявления и огромные вложения в цифровизацию, и близко не идет.
При этом официальная статистика не учитывает «подснежников» — госслужащих, которых в ходе каждого реформирования пачками формально переводят в подведомственные организации, где оплата труда, как правило, еще выше и, соответственно, затратней для бюджета.
Что же до территориальных управлений, до которых сейчас решили дотянуться, то и без каких-либо реформ их численность и укомплектованность устойчиво снижается.
Причем последний год-полтора в условиях кадрового дефицита и неравной конкуренции с частным сектором, нехватка кадров по отдельным регионам и направлениям приобрела поистине драматический характер.
Вопрос — куда пойдут сотни тысяч «оптимизированных» госслужащих?
Мнение 1
И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, четыреста тысяч одних курьеров!
Мнение 2
«…Нас в колхоз нельзя — мы делать ничего не умеем. Мы им окончательно всё развалим. Они и так на ладан дышат…».
Правительство начинает новую волну оптимизации госслужбы — реформа, сократившая на 10% центральные аппараты федеральных ведомств в 2020 году, с 1 июля 2025 года доберется и до их гораздо более многочисленных территориальных подразделений, где работают порядка 400 тыс. человек.
Зарплаты сокращаемых должностей смогут направить на повышение остающимся: цель изменений — сделать госслужбу эффективнее, а ее оплату выше.
Впрочем, 10% не предел, в Белом доме и Кремле ждут предложений самих ведомств и о дальнейшей их эволюции в связи с цифровизацией.
Также была изменена система оплаты труда госслужащих — оклады, составлявшие 40% выплат, были повышены, а премии, на которые приходилось 60% выплат, сокращены; в итоге соотношение обязательных и стимулирующих выплат теперь составляет 80/20.
Новый этап реформы затронет значительно большее число госслужащих, занятых в территориальных органах федеральных ведомств.
В них работает порядка 400 тыс. человек, или более 0,5% занятых в российской экономике.
Высвобождение даже 10% из них было бы заметно на остродефицитном российском рынке труда — и могло бы отразиться и в цифрах после запятой показателя исторически минимальной сейчас безработицы (2,4%).
Впрочем, большинству ведомств может оказаться достаточно сократить незаполненные должности штатного расписания, перенаправив эти средства на повышения выплат работающим,— в некоторых госорганах доля вакантных должностей перекрывает 10% более чем вдвое.
Главная причина — цифровизация. Автоматизация процессов сокращает нагрузку на госслужащих.
А региональные органы еще и жалуются на низкие зарплаты.
Чиновники в них получают в среднем 60 тыс. рублей, в то время, как в федеральных службах и агентствах — 140,7 тыс. рублей.
Однако есть нюанс — низкие средние зарплаты в регионах связаны с невысокими ставками для молодых сотрудников, которых гоняют в хвост и гриву опытные «боссы» за 20 тыс. в месяц.
Да и 60 тыс. для многих регионов РФ — сравнительно высокая зарплата.
Но её хотят приподнять до 75 тыс. после массовых сокращений избыточных кадров.
Вот здесь мы всё разъясняем кого, когда и как сократят:
Госсектор хотят сделать более эффективным — в регионах сократят 10% чиновников и поднимут зарплату оставшимся
С 1 июля следующего года правительство планирует сократить количество чиновников территориальных подразделений на 10%. За счет этого могут повысить зарплаты оставшимся сотрудникам. Данный шаг станет продолжением реформы госуправления, которая началась в 2019. Тогда сокращения прошли в центральных аппаратах ведомств. Упор делается на оптимизацию и цифровизацию отрасли.
Сейчас в территориальных подразделениях занято около 400 тыс сотрудников. То есть теоретически сокращение может высвободить около 40 тыс человек. Точно сказать нельзя, потому что в некоторых местах по факту будут просто закрывать свободные вакансии. В то же время 10% — лишь ориентир, и где-то оптимизация может быть более существенной.
По сути, реформа соответствует формуле Минфина: меньше чиновников, больше зарплаты.
Как мы уже писали, это правильный подход.
В некоторых регионах складывается следующая ситуация — штат заполнен, а получают работники не так много при небольшом количестве задач.
Средний уровень оплаты труда гражданских служащих территориальных органов оценивают в ₽60,3 тыс.
У молодых специалистов и вовсе ₽22 тыс (до ₽38 тыс с премией). Поэтому стереотип о «богатых чиновниках» в лучшем случае касается только высшего руководства.
В контексте дефицита кадров такие изменения еще более логичны. Глава ФНС уже предлагал заменить работников госсектора ИИ — сейчас это звучит чуть-чуть футуристично, но, по сути, мы к этому идем.
Где-то чиновники уже заранее уходят на заводы, что одновременно указывает и на проблемы с зарплатами в госсекторе, и на высокий спрос на кадры в реальном секторе. Грамотно проведенная оптимизация способствует решению сразу обеих проблем.
Поэтому вектор однозначно правильный.
Вот здесь мы всё разъясняем кого, когда и как сократят:
Сокращение на 10% гражданских служащих в госорганах в 2025 году. Подробности и кого сократят?
Правительство РФ рассмотрит предложения госорганов о сокращении штата на 10%
Руководителям федеральных министерств и ведомств в 2-месячный срок надлежит рассмотреть вопрос о целесообразности сокращения штатной численности гражданских служащих территориальных органов не менее чем на 10%.
Служащих в госорганах новых регионов сокращение не коснется.
Предложения по сокращению нужно направить Правительству РФ, которое в срок до 31 марта 2025 года рассмотрит их и подготовит доклад Президенту РФ.
Ожидается, что сокращение численности с 1 июля 2025 года позволит направить высвободившиеся средства на премии оставшимся сотрудникам.
Указ Президента РФ от 29.10.2024 N 922
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОПЛАТЫ ТРУДА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ (ОРГАНОВ) ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, АППАРАТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ, УПРАВЛЕНИЙ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях оптимизации численности и совершенствования оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих постановляю: 1. Установить, что:
а) в случае сокращения с 1 июля 2025 г. предельной штатной численности федеральных государственных гражданских служащих (далее — гражданские служащие) территориальных органов (органов) федеральных государственных органов, аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, управлений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации (далее — территориальные органы), установленной по состоянию на дату вступления в силу настоящего Указа, высвободившиеся в результате сокращения средства на оплату труда указанных лиц направляются на увеличение суммы средств, предусмотренных в фонде оплаты труда гражданских служащих территориальных органов соответствующего федерального государственного органа для выплаты премий;
б) средства, высвободившиеся в результате сокращения, предусмотренного настоящим Указом, учитываются в фонде оплаты труда гражданских служащих территориальных органов сверх суммы средств, предусмотренных для выплаты премий (в расчете на год), определяемых в соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Порядка формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории «Сириус», контрольно-счетной палаты федеральной территории «Сириус» и территориальной избирательной комиссии федеральной территории «Сириус», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 751 «О формировании фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории «Сириус», контрольно-счетной палаты федеральной территории «Сириус» и территориальной избирательной комиссии федеральной территории «Сириус»;
в) сокращение, предусмотренное настоящим Указом, должно составлять не менее 10 процентов предельной штатной численности гражданских служащих территориальных органов соответствующего федерального государственного органа;
г) увеличение предельной штатной численности гражданских служащих территориальных органов, сокращенной в соответствии с настоящим Указом, не допускается, за исключением случая, если такое увеличение обусловлено наделением федерального государственного органа в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации дополнительными функциями и (или) полномочиями.
2. Руководителям федеральных государственных органов в 2-месячный срок рассмотреть вопрос о целесообразности сокращения предельной штатной численности гражданских служащих территориальных органов, за исключением гражданских служащих территориальных органов, осуществляющих свои полномочия на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, и направить предложения в Правительство Российской Федерации. Предложения руководителей федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных федеральным министерствам, подлежат согласованию с соответствующими федеральными министерствами.
3. Правительству Российской Федерации до 31 марта 2025 г. рассмотреть предложения руководителей федеральных государственных органов о сокращении предельной штатной численности гражданских служащих территориальных органов и представить доклад Президенту Российской Федерации.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации В.ПУТИН Москва, Кремль 29 октября 2024 года N 922
Последние 5 лет в России активно идет разговор о том, каких госслужащих будут сокращать.
В 2025 году наконец-то решили возобновить старую инициативу по сокращению аппарата.
Последние новости говорят о том, что проблему слишком большого числа депутатов и прочих деятелей власти видят на самом верху, но что с этим делать пока не придумали.
Чтобы понимать, что ждет людей в 2025, нужно разбираться в новостях и утечках в СМИ.
Вот здесь мы всё разъясняем кого, когда и как сократят:
Плановое сокращение 2020-2028 г
Михаил Мишустин, председатель правительства России, в 2020 году анонсировал программу увольнения госслужащих. По плану с 2020 по 2028 должны уволить примерно треть чиновников. Самыми ненужными признаны специалисты низшего звена.
В России на 1 000 человек приходится 150 чиновников. Различные ведомства слишком сильно раздули аппараты. В одном Министерстве финансов работают приблизительно 2,5 миллиона человек.
Планировали начать массовые сокращения в 2020 году. Но из-за эпидемии, а потом и сложной геополитической ситуации масштабные реформы решили отложить. Государство сосредоточилось на других задачах. Первые подвижки пошли в 2024 году. Решили снова запустить те же самые процессы.
Дальше обсуждений в 2024 вопрос сокращения чиновников не ушел. Но теперь есть четкий план. В 2025 сократить примерно 10% федеральных сотрудников и 5% региональных. В 2026 – убрать еще 15% региональных.
Есть два механизма, которые позволяют увольнять чиновников:
-
Сокращение государственного органа. Могут закрыть отдел или ведомство, которое занимается определенным вопросом. К такому способу прибегают крайне редко.
-
Ликвидация должности. Более распространенная практика. Конкретную должность убирают из списка, а значит и человек, который ранее выполнял эту задачу, не нужен.
В законе закреплено, что работодатель обязан предоставить альтернативную должность.
Так как сокращения касаются в основном чиновников низшего звена, им находят альтернативу, которую никто не захочет выбирать. В итоге отказ от бывшего работника, ему компенсируют заработок и отправляют искать новую должность.
Сокращение госслужащих в 2025 году в России – неизбежность. Несмотря на то, что чиновники 4 года продолжали получать зарплаты, кризис слишком раздутого аппарата уже давно назрел. Выходить из него придется резкими методами.
Каких госслужащих будут сокращать в 2025 году
Правительство пока не анонсировало, каких работников будут сокращать. Есть только предварительные данные и информация, которая утекла в СМИ. Пока известно о трех тенденциях:
-
Увольнения в региональной власти. Останется только городская и районная администрация, а вот сельских служащих будут увольнять.
-
Бухгалтерию. Из-за автоматизации, бухгалтеры низшего звена практически не нужны. Эта тенденция прослеживается как в коммерческом секторе, так и в государственном.
-
Помощники региональных депутатов. Раньше можно было набирать себе в штат по 10 человек, которые сидели на зарплате. В 2025 точечно будут ограничивать в наборе бесполезных сотрудников.
Индексация – еще один способ показать, какие сотрудники бесполезные. В 2024-2025 повышают зарплаты сотрудникам образования, здравоохранения, армии и силовых ведомств. Государственный аппарат это обходит стороной.
Вот здесь мы всё разъясняем кого, когда и как сократят:
Государство решило сэкономить на этих расходах.
Под вопросом пока приставы и структуры, которые обеспечивают их работу. С одной стороны, ведомство нужно и его штат не совсем раздут.
С другой – реальной работой занимаются только региональные штабы, а вот начальство практически ничего не делает.
Почему увольняют государственных чиновников
Штат госаппарата слишком раздут. Это отмечали еще в 2019 году. Михаил Мишустин, как только пришел на должность, поручил провести масштабную чистку.
Ему помешали серьезные обстоятельства в виде эпидемии, а потом и сложной ситуации. Но в 2024 году ситуация слегка нормализовалась, поэтому можно заняться старыми проблемами.
Второй важный пункт – экономия. О нехватке денег говорят давно, поэтому рассчитывать, что аналитики Минфина не заметят, что на чиновников тратится слишком много денег, глупо. Если не индексировать им зарплату, то можно уже сэкономить почти 40 миллиардов рублей. Это сравнимо с расходами на повышение пенсий.
В совокупности, эти причины заставляют сокращать госаппарат.
При том, что население страны огромна, доля людей в госсекторе – примерно 50%. Это огромный показатель, который тормозит развитие экономики.
Увольнения будут избирательными. Меньше всего пострадает Москва и Московская область.
Похоже, там не слишком раздут штат сотрудников муниципалитетов. А вот бедные области пострадают в первую очередь. Из сельской местности уберут практически 200 000 сотрудников, которым придется искать работу.
Вот здесь мы всё разъясняем кого, когда и как сократят:
Последние новости
Сокращения госаппарата не афишируется в новостях. Есть только информация о том, что планировали сделать.
Пока что планы на 2025 год только анонсировали. В СМИ утекли данные только по нескольким категориям работников.
Основные увольнения будут в сельской местности. При этом сотрудников детских садов и школ тоже будут увольнять. Чтобы их не коснулись увольнения, ведомства начали имитировать полезную деятельность. Активность Роспотребнадзора в последние месяцы показательна.
Пока вся информация больше похожа на обсуждения. Какие-то проценты людей на государственной службе, которых надо убирать. Без точной конкретики о том, сколько денег в бюджет это может принести. Популизм в чистом виде без конкретных сообщений, но тем не менее, он тоже работает.
Сообщения о сокращениях в штате чиновников не могут не радовать.
В 2025 они должны быть серьезными и масштабными. Но что будет на деле покажет только время.
Кого сократят? Читаем и обсуждаем здесь:
Кого сократят?
Правительство начинает новую волну оптимизации госслужбы — реформа, сократившая на 10% центральные аппараты федеральных ведомств в 2020 году, с 1 июля 2025 года доберется и до их гораздо более многочисленных территориальных подразделений, где работают порядка 400 тыс. человек.
Зарплаты сокращаемых должностей смогут направить на повышение остающимся: цель изменений — сделать госслужбу эффективнее, а ее оплату выше. Впрочем, 10% не предел, в Белом доме и Кремле ждут предложений самих ведомств и о дальнейшей их эволюции в связи с цифровизацией.
В понимании властей, информатизация неизбежно должна приводить к росту эффективности, что, в свою очередь, позволит снижать численность чиновников и далее, сохранять на госслужбе только дорогих профессионалов и привлекать квалифицированных молодых адекватными их компетенциям заработками.
Белый дом активно приступил к новому этапу реформы госуправления, начатой еще в 2019 году.
Тогда сокращениям на 10% подверглись центральные аппараты министерств и ведомств, при этом сэкономленные фонды были «оставлены» в их распоряжении ради возможности повышать выплаты эффективным сотрудникам. Также была изменена система оплаты труда госслужащих — оклады, составлявшие 40% выплат, были повышены, а премии, на которые приходилось 60% выплат, сокращены; в итоге соотношение обязательных и стимулирующих выплат теперь составляет 80/20.
Новый этап реформы затронет значительно большее число госслужащих, занятых в территориальных органах федеральных ведомств
В них работает порядка 400 тыс. человек, или более 0,5% занятых в российской экономике. Высвобождение даже 10% из них было бы заметно на остродефицитном российском рынке труда — и могло бы отразиться и в цифрах после запятой показателя исторически минимальной сейчас безработицы (2,4%).
Впрочем, большинству ведомств может оказаться достаточно сократить незаполненные должности штатного расписания, перенаправив эти средства на повышения выплат работающим,— в некоторых госорганах доля вакантных должностей перекрывает 10% более чем вдвое.
В самом же Белом доме десятипроцентное сокращение штатной численности терорганов воспринимают скорее как ориентир, рассказали в секретариате курирующего административную реформу вице-премьера и главы аппарата правительства Дмитрия Григоренко.
На деле доля сокращаемых должностей может оказаться и выше. В новой конструкции терорганам придется учитывать и свою цифровизацию, значительно снижающую потребность в персонале.
Официально власти об этом не говорят, но о том, что конкурентная борьба моделей «маленьких и очень эффективных за счет цифровизации ведомств» господином Григоренко запущена, участники закрытых совещаний, в частности, в контрольно-надзорной сфере уже сообщали — как и о том, что одновременные затраты на цифровизацию работы и расширение штатов воспринимаются в Белом доме как дублирующие и неэффективные.
Добро на модернизацию исполнительной власти после длительной паузы от Владимира Путина уже получено: оно оформлено указом №922 от 29 октября 2024 года (документ вышел незамеченным на фоне шока от очередного повышения ЦБ ключевой ставки). Указ требует сокращений к 1 июля 2025 года и запрещает раздувать штаты после.
При этом сроки, которые отведены ведомствам на работы по оптимизации своих структур, штатных расписаний и систем оплаты труда, свидетельствуют о том, что на реформу в Белом доме рассчитывали: предложения по «оптимизации» от ведомств, согласно поручениям господина Григоренко, ждут в Минфине уже до 28 декабря, а проекты нормативных актов и доклад президенту о результатах должны быть готовы к 14 марта 2025 года.
Изначально происходящее должно было стать вторым этапом реформы центральных аппаратов министерств, но его развертывание оказалось «подвешено» сначала в связи с пандемией, а затем — из-за последствий военной операции РФ на Украине, и с тех пор тарифные сетки в терподразделениях не пересматривались, «отвязавшись» от значительного роста зарплат в экономике. Впрочем, «обеспечивающие» будущие изменения корректировки пропорций премий и окладов в рамках нынешних фондов оплаты труда в терорганах были реализованы еще в 2023 году.
Так, втрое выросли должностные оклады, в шесть раз — размеры окладов за классный чин с одновременным понижением втрое ежемесячных премий. В результате по итогам года соотношение гарантированных и премиальных выплат составило 80/20 против 48/52 в 2021–2022 годах.
Однако без пересмотра подхода к структуре и штатам средний «расчетный уровень оплаты труда гражданских служащих территориальных органов» все еще «составляет 60,3 тыс. руб. (в 2021–2022 годах было 48,9 тыс., с 1 января 2025 года станет 63 тыс.)», говорится в материалах реформы.
«Это на 45% ниже уровня оплаты труда гражданских служащих центральных аппаратов (140,7 тыс. руб. в федеральных службах и агентствах)»,— признают в правительстве.
Одна же из главных проблем в том, что денежное содержание молодых специалистов «не превышает 22 тыс. руб. (38 тыс. с премией), что влечет высокую текучесть кадров (до 26% среди молодежи, в том числе до 62% в первый год прохождения службы)», говорится в документах.
Правительство же видит в привлечении молодых специалистов на госслужбу механизм «обеспечения устойчивого развития кадрового потенциала» (ради которого в том числе «пилотируется» ипотека для молодых чиновников.
В расчетной модели Белого дома среднемесячный уровень оплаты труда гражданских служащих территориальных органов, где будет принято решение об оптимизации штатной численности, в среднем вырастет на13%, до 71 тыс. руб. при сокращении штата на 10%, увеличится на 19%, до 75 тыс. руб. при сокращении на 15%; прибавку в 27% с выплатами до 80 тыс. руб. получат сотрудники ведомств, отказавшихся от 20% штата.
Вот здесь мы всё разъясняем кого, когда и как сократят:
Ваш комментарий будет первым