Таблица по регионам. На сколько увеличатся пенсии и на что еще повлияет прожиточный минимум в 2022 году по предложению Путина. Таблица по регионам
В начале было слово:
Теперь — стенограмма:
В.Путин: Уважаемые коллеги, ещё раз всех вас приветствую!
Хотел бы подвести некоторые итоги наших бесед, совещаний, которые мы проводили в последнее время по вопросам о социальной политике, в том числе и вчерашнего совещания. Мы обсуждали важнейшие вопросы, которые, безусловно, волнуют граждан. Они связаны с повышением доходов, благосостояния, качества жизни людей, по большому счёту касаются каждого человека.
Подчеркну: социальный блок – центральный в нашей государственной политике и один из ключевых приоритетов федерального бюджета. Над ним сейчас активно работают и депутаты Государственной Думы. В связи с этим хотел бы обозначить ряд вопросов, которые требуют совместных действий законодательной и исполнительной власти.
Первое. В проекте федерального бюджета на будущий год сейчас заложена индексация прожиточного минимума на 2,5 процента. Конечно, этого недостаточно, потому что такие параметры значительно отстают от уровня текущей инфляции, которая ускорилась за последние месяцы.
Предлагаю на 2022 год установить более высокую планку прожиточного минимума, увеличить его опережающими темпами по сравнению с инфляцией, а именно на 8,6 процента. В абсолютных цифрах в целом по стране прожиточный минимум должен вырасти до 12 654 рублей в месяц – это на одну тысячу рублей больше, чем сегодня.
Добавлю, что на размер прожиточного минимума завязаны и многие социальные пособия, включая выплаты семьям с детьми и социальные доплаты, доплаты к пенсиям, поэтому важна даже не абсолютная цифра, а важно то, с чем это связано. А их, напомню, эти пособия, получают миллионы наших граждан. Естественно, что эти выплаты тоже вырастут.
Второе. В Конституции России закреплена норма о том, что минимальный размер оплаты труда не может быть меньше прожиточного минимума, а это значит, одновременно с индексацией размера прожиточного минимума должен вырасти и МРОТ. В будущем году также на 8,6 процента, в абсолютных цифрах примерно на 1100 рублей. В итоге МРОТ в следующем году составит 13 890 рублей в месяц.
Это решение тоже затрагивает многих наших граждан, и дело даже опять же не в абсолютной величине – дело в том, что МРОТ используется для начисления пособий по временной нетрудоспособности, а также служит ориентиром при установлении зарплат в бюджетной сфере, в отраслях экономики.
Прошу Администрацию Президента подготовить поправки о повышенной индексации в 2022 году прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда. В ближайшие дни внесу их в Государственную Думу и прошу депутатов поддержать их в ходе второго чтения законопроекта о федеральном бюджете.
И, наконец, третье, тоже очень важное обстоятельство – не менее важное, чем те два момента, о которых я уже сказал. На съезде партии «Единая Россия» говорил о том, что темпы индексации пенсий должны быть выше фактической инфляции. При этом напомню, что начиная с 2019 года мы строго выдерживали это правило. Сегодня с учётом значительного роста инфляции отступать от этого принципа было бы неправильно.
Предложения по конкретным параметрам индексации пенсий сейчас прорабатываются и в Правительстве, и в Администрации, и депутаты над этим думают. Вернёмся к ним в ближайшее время, посмотрим на то, как сложатся макроэкономические показатели. Мы вчера тоже об этом говорили, я прошу это иметь в виду и представить в ближайшее время предложения.
Большое спасибо.
Голикова оценила влияние повышенного прожиточного минимума на население РФ
Вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что повышение соцвыплат и МРОТ затронет 19 млн граждан России. Она отметила, что индексация заложена выше текущей инфляции — 8,6%.
«От индексации этих выплат зависят практически все социальные пособия, которые сегодня выплачиваются детям, а также федеральная и региональная доплата к пенсии и страховые выплаты, которые выплачиваются по больничным листам.
В общем повышение этих выплат затронет порядка 16 млн наших граждан. Что касается минимального размера оплаты труда, то здесь также, как я уже сказала, ожидается повышение на 8,6%.
И это также затронет заработные платы работников бюджетного и внебюджетного секторов экономики — это порядка 3 млн наших граждан. Все выплаты будут обеспечены за счет федерального бюджета, бюджетов государственных, внебюджетных фондов и региональных бюджетов, но основной объем выплат придется на федеральный бюджет», — указала Голикова.
В Минтруде пояснили, на что повлияет рост прожиточного минимума и МРОТ
Вслед за увеличением прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда вырастут размеры пособий, федеральных и региональных доплат к пенсии, пособий по временной нетрудоспособности, пояснили в Минтруде.
Так, прожиточный минимум используется в качестве критерия нуждаемости при назначении социальных выплат, подчеркнули в пресс-службе министерства. Кроме того, от него рассчитываются социальные выплаты для семей с детьми (выплаты беременным женщинам, выплаты на детей до 3 лет, выплаты на детей от 3 до 7 лет, выплаты на детей от 8 до 17 лет), федеральные и региональные социальные доплаты к пенсиям. Размер МРОТ в свою очередь влияет на установление минимального размера больничного, а также ниже него не может быть заработной платы.
«В соответствии с решением президента прожиточный минимум в целом по стране с 1 января вырастет на 8,6%», — сказал министр труда и социальной защиты Антон Котяков. Он уточнил, что прожиточный минимум на душу населения в 2022 году составит 12 654 рублей, для трудоспособного населения — 13 793 рублей, для пенсионеров — 10 882 рублей, для детей — 12 274 рублей. МРОТ будет установлен в размере 13 890 рублей, это на 8,6% больше МРОТ текущего года.
Как новый МРОТ и ПМ изменят пенсии и соцвыплаты
От размера прожиточного минимума и МРОТ зависят различные социальные выплаты, например доплаты к пенсии (доходы пожилых россиян не могут быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера в регионе), пособия на детей от трех до семи лет, ежемесячные выплаты на первого и второго ребенка до трех лет.
Соответственно, если вырастет минимум, то и пособия для малообеспеченных граждан увеличатся. В законопроекте о новой методике МРОТ заложен следующий механизм расчета прожиточных минимумов различных категорий населения: ПМ пенсионера составит 86% от минимума, ПМ детей – 97%, а прожиточный минимум трудоспособного населения – 109%.
Также на МРОТ ориентируются при оплате больничных листов (с 1 апреля сумма пособия за полный календарный месяц не может быть ниже минимального размера оплаты труда), расчете декретных выплат (если за два года, предшествующих декрету, сотрудница не работала и дохода не имела).
По расчетам Минтруда, новая методика расчета прожиточного минимума приведет и к росту пенсий, так как создается инструмент, который повысит заинтересованность «обелять» заработную плату. Ведь ее значение теперь напрямую влияет на значение прожиточного минимума.
Напомним, что расчет прожиточного минимума предлагается вести с учетом медианного дохода, а минимальный размер оплаты труда – с учетом медианной заработной платы. Одновременно закрепляется конституционная гарантия, что МРОТ не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения на очередной год.
С 2021 г. предлагается определять его как 44,2% от среднедушевого дохода, что составит 11 653 руб. в абсолютном выражении. Это позволит учитывать при расчете более объективные показатели экономической и социальной стабильности, полагают в правительстве.
Пересматривать прожиточный минимум планируется ежегодно, а не ежеквартально, как сейчас. Также предлагается прожиточный минимум для трудоспособного населения установить на уровне 109% прожиточного минимума на душу населения, для детей – 97%, а для пенсионеров – 86%.
Таким образом, с 1 января 2021 г. МРОТ составит 12 792 руб. в месяц, увеличившись по сравнению с действующим показателем (12 130 руб.) на 5,5%. По оценкам кабмина, это затронет 3,9 млн человек.
Эксперты оценили предложение Путина повысить МРОТ и прожиточный минимум выше инфляции
Как это поможет незащищенным слоям населения
Президент Путин предложил в 2022 году увеличить прожиточный минимум на 8,6%. «В проекте федерального бюджета на будущий год сейчас заложена индексация прожиточного минимума на 2,5%, — сказал глава государства. — Конечно, этого недостаточно, потому что такие параметры значительно отстают от уровня текущей инфляции, которая ускорилась за последние месяцы». Он предложил увеличить показатель на одну тысячу рублей, добавив, что на размер прожиточного минимума опираются многие социальные пособия и доплаты. Кроме того, президент хочет и пенсии проиндексировать выше инфляции.

В результате предложенных президентом индексаций, прожиточный минимум в 2022 году может составить 12 654 рублей, а МРОТ — 13 890 рублей. Глава государства поручил администрации президента подготовить поправки. Депутаты Госдумы рассмотрят их в ходе второго чтения законопроекта о федеральном бюджете, запланированного на следующую неделю.
Владимир Путин заявил, что в 2021 году было бы неправильно отступать от правила по индексации пенсий выше инфляции. По его словам, предложения по конкретным параметрам прорабатываются в правительстве, администрации президента и «депутаты над этим думают». «Вернемся к ним в ближайшее время, посмотрим на то, как сложатся макроэкономические показатели. Мы вчера тоже об этом говорили, я прошу это иметь в виду и представить в ближайшее время предложения»,— добавил он.
Эксперты в своих оценках обратили внимание на различные последствия предложенных инициатив.
Андрей ЛОБОДА, топ-менеджер в области финансовых коммуникаций:
«Минимальный размер оплаты труда в 2022 году вырастет на 8,6%, до 13 890 руб. Повышение на сегодняшний день действительно выше официальной инфляции. Приятные изменения в жизни всех категорий россиян спокойно обеспечит Минфин, ведь бюджет страны сегодня рекордно профицитный.
Игнорировать инфляционные процессы на фоне взятых государством обязательств по усилению социального вектора развития страны просто невозможно. Они серьезно раздражают людей и заметны всем. К тому же, если не скупые монетарные власти, то президент и Конституция России надежно защитят граждан от обесценения рубля. В моменте эта инициатива поддержит наименее защищенные слои населения, да и россиян с низкими доходами у нас порядка 50% от всего населения страны. Лишние 1000-1200 рублей в месяц точно им не помешают, а если еще и пенсии проиндексируют выше инфляции, то, как минимум, покупательная способность людей не упадет в бездну и, возможно, стабилизируется.
Самый главный фокус властей, конечно, должен сконцентрироваться на борьбе с инфляцией и восстановлении силы рубля. Монетарным властям реализация такой задачи под силу, ведь рыночная конъюнктура для России очень благоприятная. Набить до предела бюджет дешевеющими рублями оказалось намного проще, чем удерживать качество жизни людей. Предстоит еще серьезная работа над ошибками на фоне строительства настоящего социального государства».
Владимир КУЗНЕЦОВ, вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству:
«Наконец-то соблюдается требование Конституции о том, что размер оплаты труда не может быть меньше прожиточного минимума. На МРОТ «завязано» большое количество социальных выплат, пособия по временной нетрудосопобности. Возможно, такое повышение сделано также в целях поддержания уровня жизни населения, которое может пострадать от болезней и утраты трудоспособности в условиях пандемии.
Однако, среди населения бытует мнение о том, что введение каких-либо положительных экономических изменений, в том числе увеличение МРОТ, грозит непредсказуемыми политическими событиями. Также существуют опасения, что рост инфляции будет гораздо больше прогнозируемого и, как следствие, тот размер МРОТ, который сейчас выглядит привлекательно, в последующем может снова превратиться в тот самый минимум, на который очень сложно прожить. Некоторые рассматривают такие меры как популистские. Но это больше относится к недоверию широких масс, выработанное годами. Следует помнить, что Российская Федерация является социальным государством. Нужно дать возможность развить это центральное направление государственной политики, сформировать ключевые приоритеты федерального бюджета таким образом, что бы население было всегда защищено, не страдало от резких перепадов экономики».
Николай ПЕРЕСЛАВСКИЙ, сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute:
«Такое решение было принято в связи с тем, что индексация, объявленная Минфином, была чуть ли не в два раза ниже текущей инфляции. Учитывая тот факт, что доходы россиян не растут, тарифы на ЖКХ увеличатся примерно на уровень инфляции, а продуктовая инфляция сейчас приближается к 20%, такое повышение вполне логично. Тем более, бюджет в этом году закроется с триллионным профицитом, поэтому средства для того, чтобы серьезно поднять МРОТ и пенсии, у государства есть.
Более того, есть возможности и для большего подъема, а также для заморозки тарифов на ЖКХ как для малоимущих и пенсионеров, так и для остальных граждан РФ. Сейчас для государства низкий курс рубля – это оптимальный способ пополнения бюджета за счет налоговых выплат от экспортеров, из средств которых и обеспечиваются многие дополнительные социальные выплаты и индексации постоянных платежей. Так что непосредственно на карманах остальных россиян это не отразится».
Петр ГУСЯТНИКОВ, старший управляющий партнер юридической компании PG Partners:
«Во-первых, мы не знаем окончательную цифру инфляции на конец года. Как известно, сейчас она опять разогналась, а ранее данные прогнозы по инфляции не оправдались. Во-вторых, у нас нет такого закона, который обязывал бы повышать МРОТ и прожиточный минимум строго на процент инфляции по итогам предыдущего года. Например, в 2018 году МРОТ был повышен сразу на 43%. Если прожиточный минимум и МРОТ действительно будут увеличены выше инфляции — это очень хорошо, поскольку страна, также, как и весь мир, переживает сейчас не лучшие времена из-за пандемии коронавируса и населению не помешает лишняя копейка. К тому же, чем выше МРОТ, тем больше стимулируется потребительский спрос и тем выше положительный эффект для экономики».
Прожиточный минимум в субъекте РФ на 2021 год
№ пп | Наименование субъекта Российской Федерации | 2021 | Социальная доплата | Нормативный правовой акт, в соответствии с которым установлена величина прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации |
Величина прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации (установленная или предполагаемая) (руб.) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В целом по Российской Федерации | 10 022 | Х | Закон от 8 декабря 2020 № 385-ФЗ | |
Центральный федеральный округ | ||||
1 | Белгородская область | 8 659 | ФСД | Закон от 23.11.2020 № 2 |
2 | Брянская область | 9 860 | ФСД | Закон от 30.11.2020 № 99-З |
3 | Владимирская область | 9 800 | ФСД | Закон от 05.11.2020 № 92-ОЗ |
4 | Воронежская область | 9 020 | ФСД | Закон от 26.12.2020 № 135-ОЗ |
5 | Ивановская область | 9 521 | ФСД | Закон от 25.11.2020 № 73-ОЗ |
6 | Калужская область | 10 002 | ФСД | Закон от 21.10.2020 № 5-ОЗ |
7 | Костромская область | 9 734 | ФСД | Закон от 27.11.2020 № 28-7-ЗКО |
8 | Курская область | 9 144 | ФСД | Закон от 09.11.2020 № 83-ЗКО |
9 | Липецкая область | 8 811 | ФСД | Закон от 18.12.2020 № 479-ОЗ |
10 | Орловская область | 9 409 | ФСД | Закон от 17.11.2020 № 2536-ОЗ |
11 | Рязанская область | 9 321 | ФСД | Закон от 27.11.2020 № 83-ОЗ |
12 | Смоленская область | 9 782 | ФСД | Закон от 26.11.2020 № 161-з |
13 | Тамбовская область | 9 396 | ФСД | Закон от 17.12.2020 № 567-З |
14 | Тверская область | 9 875 | ФСД | Закон от 09.12.2020 № 76-ЗО |
15 | Тульская область | 9 997 | ФСД | Закон от 29.10.2020 № 83-ЗТО |
16 | Ярославская область | 9 231 | ФСД | Закон от 26.11.2020 № 82-З |
17 | Москва | 13 496 | РСД | Закон от 14.10.2020 № 17 |
18 | Московская область | 10 648 | РСД | Закон от 01.12.2020 № 239/2020-ОЗ |
Северо-Западный федеральный округ | ||||
19 | Республика Карелия | 12 783 | РСД | Закон от 28.12.2020 № 2534-ЗРК |
20 | Республика Коми | 12 645 | РСД | Закон от 04.12.2020 № 82-РЗ |
21 | Архангельская область | 12 014 | РСД | Закон от 02.11.2020 № 333-20-ОЗ |
22 | Ненецкий а.о. | 19 353 | РСД | Закон от 18.12.2020 № 229-ОЗ |
23 | Вологодская область | 10 221 | РСД | Закон от 17.12.2020 № 4827-ОЗ |
24 | Калининградская область | 10 378 | РСД | Закон от 23.12.2020 № 508 |
25 | г. Санкт-Петербург | 10 280 | РСД | Закон от 25.11.2020 № 549-114 |
26 | Ленинградская область | 10 359 | РСД | Закон от 21.12.2020 № 141-ОЗ |
27 | Мурманская область | 15 873 | РСД | Закон 02.11.2020 № 2555-01-ЗМО |
28 | Новгородская область | 10 096 | РСД | Закон от 01.12.2020 № 637-ОЗ |
29 | Псковская область | 10 113 | РСД | Закон от 03.12.2020 № 2124 |
Северо-Кавказский федеральный округ | ||||
30 | Республика Дагестан | 9 020 | ФСД | Закон от 08.12.2020 № 83 |
31 | Республика Ингушетия | 9 020 | ФСД | Закон от 15.12.2020 № 49-РЗ |
32 | Кабардино-Балкарская Республика | 10 198 | РСД | Закон от 30.11.2020 № 44-РЗ |
33 | Карачаево-Черкесская Республика | 9 020 | ФСД | Закон от 28.12.2020 № 102-РЗ |
34 | Республика Северная Осетия-Алания | 9 100 | ФСД | Закон от 24.12.2020 № 106-РЗ |
35 | Чеченская Республика | 10 020 | ФСД | Закон от 03.12.2020 № 68-РЗ |
36 | Ставропольский край | 8 646 | ФСД | Закон от 02.12.2020 № 131-КЗ |
Южный федеральный округ | ||||
37 | Республика Адыгея | 8 540 | ФСД | Закон от 14.12.2020 № 394 |
38 | Республика Калмыкия | 8 973 | ФСД | Закон от 26.10.2020 № 126-VI-З |
39 | Краснодарский край | 9 922 | ФСД | Закон от 09.12.2020 № 4375-КЗ |
40 | Астраханская область | 9 621 | ФСД | Закон от 12.11.2020 № 89/2020-ОЗ |
41 | Волгоградская область | 9 020 | ФСД | Закон от 30.12.2020 № 148-ОД |
42 | Ростовская область | 9 445 | ФСД | Закон от 27.11.2020 № 397-ЗС |
43 | Республика Крым | 9 546 | ФСД | Закон от 11.11.2020 № 124-ЗРК/2020 |
44 | г. Севастополь | 9 862 | ФСД | Закон от 17.11.2020 № 609-ЗС |
Приволжский федеральный округ | ||||
45 | Республика Башкортостан | 9 605 | ФСД | Закон от 28.12.2020 № 373-з |
46 | Республика Марий Эл | 8 719 | ФСД | Закон от 15.12.2020 № 55-З |
47 | Республика Мордовия | 9 020 | ФСД | Закон от 14.12.2020 № 85-З |
48 | Республика Татарстан | 8 423 | ФСД | Закон от 13.11.2020 № 71-ЗРТ |
49 | Удмуртская Республика | 8 917 | ФСД | Закон от 03.12.2020 № 80-РЗ |
50 | Чувашская Республика | 8 466 | ФСД | Закон от 26.11.2020 № 104 |
51 | Кировская область | 9 348 | ФСД | Закон от 24.09.2020 № 395-ЗО (в редакции от 15.12.2020 № 427-ЗО) |
52 | Нижегородская область | 9 360 | ФСД | Закон от 15.12.2020 № 145-З |
53 | Оренбургская область | 9 020 | ФСД | Закон от 07.12.2020 № 2514/703-VI-ОЗ |
54 | Пензенская область | 9 020 | ФСД | Закон от 21.12.2020 № 3589-ЗПО |
55 | Пермский край | 9 613 | ФСД | Закон от 03.12.2020 № 593-ПК |
56 | Самарская область | 9 320 | ФСД | Закон от 17.12.2020 № 136-ГД |
57 | Саратовская область | 8 566 | ФСД | Закон от 17.12.2020 № 168-ЗСО |
58 | Ульяновская область | 9 247 | ФСД | Закон от 18.12.2020 № 155-ЗО |
Уральский федеральный округ | ||||
59 | Курганская область | 9 248 | ФСД | Закон от 25.11.2020г. № 97 |
60 | Свердловская область | 9 521 | ФСД | Закон от 19.11.2020 № 130-ОЗ |
61 | Тюменская область | 9 958 | ФСД | Закон от 30.11.2020 № 98 |
62 | Челябинская область | 9 794 | ФСД | Закон от 01.12.2020 № 263-ЗО |
63 | Ханты-Мансийский а.о.-Югра | 14 044 | РСД | Закон от 26.11.2020 № 118-ОЗ |
64 | Ямало-Ненецкий а.о. | 14 033 | РСД | Закон от 27.11.2020 № 132-ЗАО |
Сибирский федеральный округ | ||||
65 | Республика Алтай | 9 539 | ФСД | Закон от 23.12.2020 № 76-РЗ |
66 | Республика Тыва | 9 485 | ФСД | Закон от 03.11.2020 № 614-ЗРТ |
67 | Республика Хакасия | 9 986 | ФСД | Закон от 14.12.2020 № 93-ЗРХ |
68 | Алтайский край | 9 573 | ФСД | Закон от 05.11.2020 № 87-ЗС |
69 | Красноярский край | 10 963 | РСД | Закон от 10.12.2020 № 10-4501 |
70 | Иркутская область | 10 540 | РСД | Закон от 18.12.2020 № 117-ОЗ |
71 | Кемеровская область | 9 147 | ФСД | Закон от 10.11.2020 № 22-ОЗ |
72 | Новосибирская область | 10 378 | РСД | Закон от 10.11.2020 № 22-ОЗ |
73 | Омская область | 8 932 | ФСД | Закон от 28.10.2020 № 2315-ОЗ |
74 | Томская область | 10 436 | РСД | Закон от 27.11.2020 № 148-ОЗ |
Дальневосточный федеральный округ | ||||
75 | Республика Бурятия | 10 372 | РСД | Закон от 04.12.2020 № 1241-VI |
76 | Республика Саха (Якутия) | 15 438 | РСД | Закон от 01.12.2020 2269-З № 449-IV |
77 | Приморский край | 12 119 | РСД | Закон от 26.11.2020 № 937-КЗ |
78 | Хабаровский край | 13 205 | РСД | Закон от 09.12.2020 № 128 |
79 | Амурская область | 11 272 | РСД | Закон от 10.11.2020 № 619-ОЗ |
80 | Забайкальский край | 11 256 | РСД | Закон от 02.12.2020 № 1870-ЗЗК |
81 | Камчатский край | 18 148 | РСД | Закон от 30.11.2020 № 522 |
82 | Магаданская область | 17 560 | РСД | Закон от 27.11.2020 № 2533-ОЗ |
83 | Сахалинская область | 13 604 | РСД | Закон от 25.12.2020 № 101-ЗО |
84 | Еврейская авт.обл. | 13 526 | РСД | Закон от 26.11.2020 № 637-ОЗ |
85 | Чукотский а.о. | 19 312 | РСД | Закон от 22.12.2020 № 79-ОЗ |
86 | г.Байконур | 10 022 | ФСД | Устанавливается Правительством Российской Федерации |
Станьте первым комментатором