Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Документ-основание для переподготовки и переобучения предпенсионеров

Вашему вниманию предлагается основной и основополагающий документ, который определяет порядок переподготовки и переобучения лиц предпенсионного возраста

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

от 30 декабря 2018 г. № 3025-р

МОСКВА

Утвердить прилагаемые:

Специальную программу профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года;

план мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года.

Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. № 3025-р

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года

Цель Специальной программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года (далее — Программа) — содействие занятости граждан предпенсионного возраста путем организации профессионального обучения, дополнительного профессионального образования для приобретения или развития имеющихся знаний, компетенций и навыков, обеспечивающих конкурентоспособность и профессиональную мобильность на рынке труда.

Участники Программы — граждане предпенсионного возраста (граждане в течение 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно).

Участниками Программы являются как работники организаций, проходящие обучение по направлениям работодателей, так и граждане, самостоятельно обратившиеся в органы службы занятости населения.

Где предпенсионерам можно пройти переобучение и переподготовку?

При реализации Программы должно широко использоваться обучение с отрывом и без отрыва от трудовой деятельности, дистанционные образовательные технологии, вариативность сроков освоения образовательных программ, обучение в электронном виде, а также потенциал и опыт работы Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» (далее — Союз «Ворлдскиллс Россия»), включая ежегодное проведение чемпионатов профессионального мастерства по стандартам Ворлдскиллс для людей старше 50-ти лет «НАВЫКИ МУДРЫХ».

Основные программы профессионального обучения и дополнительные профессиональные программы могут быть построены в том числе на использовании модульного принципа и предусматривать возможность получения гражданами компетенций общекультурного уровня в целях участия в программах развития наставничества и волонтерства.

В Программе предполагается использовать инструмент, аналогичный целевому обучению, а также устанавливать обязательства работодателей, по заявкам которых осуществлялось профессиональное обучение граждан предпенсионного возраста, в целях сохранения занятости или трудоустройства указанных граждан.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации как координатор Программы:

-организует взаимодействие Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной службы по труду и занятости, а также исполнителя программы — Союза «Ворлдскиллс Россия»;

-осуществляет подготовку и направление органам государственной власти субъектов Российской Федерации типовых рекомендаций по реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года, а также по составлению перечней наиболее востребованных профессий на региональных рынках труда для обучения граждан предпенсионного возраста;

-разрабатывает методологию определения целевого показателя Программы, отражающего уровень занятости (трудоустройства) граждан предпенсионного возраста после прохождения ими обучения.

Ключевым показателем эффективности реализации Программы является доля сохранивших занятость работников предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование, в численности работников предпенсионного возраста, прошедших обучение, в размере не менее 85 процентов.

Широкое информационное обеспечение хода реализации и результатов мероприятий Программы будет осуществляться по следующим направлениям:организация информирования граждан предпенсионного возраста о возможности участия в основных программах профессионального обучения и дополнительных профессиональных программах; организация информирования работодателей в целях участия в Программе.

Мероприятия Программы синхронизированы с мероприятиями, предусмотренными в рамках национальных проектов «Цифровая экономика Российской Федерации», «Образование Российской Федерации», «Повышение производительности труда и поддержка занятости», в части модернизации информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее — Общероссийская база вакансий «Работа в России»), направленной на повышение эффективности государственных услуг в сфере занятости, разработки перечня приоритетных профессий, организации профессионального обучения граждан предпенсионного возраста, находящихся под риском увольнения, на предприятиях, проводящих модернизацию производства, для сохранения их занятости, в том числе путем трудоустройства в других организациях.

Реализация мероприятий Программы увязана с мероприятиями указанных национальных проектов по комплексу решаемых задач, исполнителям и срокам реализации. Такая взаимосвязь регулярно актуализируется, в том числе с учетом возможных изменений соответствующих национальных проектов.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации: проводится анализ потребности в обучении граждан предпенсионного возраста и возможностей рынка образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования и профессионального обучения; осуществляется разработка и утверждение региональных программ (подпрограмм) по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на очередной год, предусматривающих механизмы реализации мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию указанной категории граждан, например, с использованием образовательных сертификатов (далее — региональные программы).

Полный перечень профессий для переобучения и переподготовки предпенсионеров

Информационные и образовательные услуги гражданам предпенсионного возраста предполагается оказывать в том числе в электронном виде с использованием Общероссийской базы вакансий «Работа в России» и ее подсистемы — Общероссийской социальной сети деловых контактов Skillsnet.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения и в сфере образования совместно с работодателями: сформируют в соответствии с рекомендациями Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации перечни наиболее востребованных профессий (навыков, компетенций) на региональных рынках труда для обучения граждан предпенсионного возраста (как для работающих граждан, так и для граждан, ищущих работу) и разместят в Общероссийской базе вакансий «Работа в России»; сформируют региональные банки образовательных программ для обучения граждан предпенсионного возраста в соответствии с перечнем наиболее востребованных профессий (навыков, компетенций); организуют адресную работу с гражданами предпенсионного возраста (работающими и ищущими работу) и работодателями с целью организации обучения указанных категорий граждан, а также организуют мониторинг трудоустройства и закрепляемости их на рабочих местах.

При обучении граждан предпенсионного возраста необходимо использовать различные технологии, в том числе дистанционные с использованием современных средств информационного обеспечения и коммуникации.

До конца 2024 года предполагается осуществить профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование не менее чем 450 тыс. граждан предпенсионного возраста как состоящих в трудовых отношениях, так и ищущих работу. Для этого предполагается использовать 3 основных механизма организации обучения.

Первый механизм — обучение граждан, обратившихся в органы занятости населения и получивших направление в организации, осуществляющие образовательную деятельность, имеющие лицензии на образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам и участвующие в соответствующих региональных программах (далее — образовательная организация, участвующая в Программе).

Этот механизм включает в себя следующие этапы: гражданин предпенсионного возраста, желающий пройти обучение, обращается в органы занятости населения;органы занятости населения выбирают из имеющихся в банке образовательных программ наиболее подходящий по уровню квалификации, форме и срокам обучения для гражданина вариант; гражданин получает направление в образовательную организацию, участвующую в Программе.

По желанию субъектов Российской Федерации может быть реализован механизм образовательных сертификатов, когда заявитель самостоятельно определяется с вариантом образовательной программы из возможных вариантов и обращается в службу занятости для получения образовательного сертификата, позволяющего освоить соответствующую образовательную программу в пределах субъекта Российской Федерации в удобное время в любой из образовательных организаций, участвующих в Программе. Для незанятых граждан, ищущих работу, в период обучения предусмотрена выплата стипендии.

Расчетный размер стипендии равен минимальному размеру оплаты труда, установленному Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда», увеличенному на районный коэффициент.

Второй механизм — обучение работников предпенсионного возраста по направлению работодателей. В целях развития профессиональных навыков работников предпенсионного возраста работодатель обращается в органы занятости населения для заключения соглашения об организации соответствующего обучения своих работников. Такой работодатель при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности самостоятельно организует обучение в своем специализированном структурном образовательном подразделении либо заключает соответствующий договор с образовательной организацией, участвующей в Программе.

Третий механизм — организация процесса обучения граждан предпенсионного возраста по международным профессиональным стандартам с использованием инфраструктуры Союза «Ворлдскиллс Россия». Гражданин, желающий пройти обучение по одной из профессий, заявленных Союзом «Ворлдскиллс Россия», обращается на специальный сайт Союза «Ворлдскиллс Россия» («Академия Ворлдскиллс») в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При заполнении заявления гражданин проходит тестирование в целях определения уровня профессиональной компетенции, по результатам которого определяется образовательная программа.

По итогам обучения проводится экзамен и выдается отдельный документ — «Скиллс Паспорт» с «профилем профессиональных компетенций», который по желанию гражданина может использоваться при составлении резюме, которое автоматически размещается в Общероссийской базе вакансий «Работа в России».

По окончании обучения с использованием любого механизма организации обучения проводится экзамен, по итогам которого гражданам выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке, образцы которых самостоятельно устанавливаются образовательными организациями, участвующими в Программе.

В первом и третьем механизмах организации обучения расходы на обучение граждан предпенсионного возраста будут компенсироваться образовательной организации, участвующей в Программе, и Союзу «Ворлдскиллс Россия» из средств, предусмотренных на реализацию Программы в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации, с условием, что обучение проведено полностью. Во втором механизме организации обучения расходы на обучение работников предпенсионного возраста будут компенсироваться работодателю из средств, предусмотренных на реализацию Программы в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации, при условии, что обучение будет проведено полностью и что прошедшие обучение работники сохранят занятость. Факт сохраняющейся занятости таких работников будет отслеживаться органами службы занятости.

Финансовое обеспечение мероприятий Программы из федерального бюджета будет осуществляться за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию соответствующих мероприятий в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография». Организация учета участников Программы позволит избежать дублирования участия граждан в мероприятиях по обучению, в том числе через Союз «Ворлдскиллс Россия», а также двойного финансирования.

Ежегодно, начиная с 2019 года, мероприятиями по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию будут охвачены не менее 75 тыс. граждан предпенсионного возраста, из них 25 тыс. человек — с использованием инфраструктуры Союза «Ворлдскиллс Россия».

Таким образом, к концу 2024 года мероприятиями по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию будет охвачено не менее 450 тыс. человек.

Программы и профессии профессионального обучения и переподготовки предпенсионеров

Реализация Программы создаст экономические и социальные условия, обеспечивающие недопущение дискриминации граждан предпенсионного возраста в связи с увеличением пенсионного возраста, и будет способствовать продолжению их трудовой деятельности как на прежних рабочих местах, так и на новых рабочих местах в соответствии с профессиональными навыками и физическими возможностями.
____________
УТВЕРЖДЕН распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. № 3025-р

П Л А Н
мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года

Наименование мероприятия Срок исполнения Ответственный исполнитель Ожидаемый результат

1. Подготовка типовых рекомендаций по реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года, а также по составлению перечней наиболее востребованных профессий на региональных рынках труда для обучения граждан предпенсионного возраста
январь 2019 г. Минтруд России подготовлены и направлены в субъекты Российской Федерации типовые рекомендации
2. Разработка и утверждение региональных программ по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на очередной год
15 февраля 2019 г., далее ежегодно до 2024 года в сроки, предусмотренные бюджетным законодательством для заключения соглашений

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
акты субъектов Российской Федерации

3. Наименование мероприятия Срок исполнения Ответственный исполнитель Ожидаемый результат 3. Прогноз численности граждан предпенсионного возраста по субъектам Российской Федерации II квартал 2019 г., далее ежегодно до 2024 года Пенсионный фонд Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовлены и направлены в Минтруд России данные о прогнозируемой численности работников предпенсионного возраста на очередной год

4. Определение перечней наиболее востребованных профессий на региональных рынках труда для обучения граждан предпенсионного возраста
II квартал 2019 г., далее ежегодно до 2024 года
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
сформированы (актуализированы) перечни во всех субъектах Российской Федерации

5. Формирование и актуализация банка образовательных программ для обучения граждан предпенсионного возраста
II квартал 2019 г., далее по мере необходимости
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Союз «Ворлдскиллс Россия»

сформирован банк образовательных программ
6. Привлечение центров опережающей профессиональной подготовки на базе лучших профессиональных образовательных организаций субъектов Российской Федерации, оснащенных современным оборудованием, для организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста по наиболее востребованным и перспективным профессиям (реализуется в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование»)

2019 — 2024 годы Минпросвещения России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
привлечено 100 центров опережающей профессиональной подготовки к концу 2024 года
7. Организация профессиональной ориентации и профилирования граждан предпенсионного возраста по профессиям (навыкам, компетенциям) в целях подбора соответствующей программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования
2019 — 2024 гг. органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Роструд, Минтруд России,
организовано предоставление услуг по профориентации и профобучению в субъектах Российской Федерации

Наименование мероприятия Срок исполнения Ответственный исполнитель Ожидаемый результат Минпросвещения России, Союз «Ворлдскиллс Россия»

8. Организация взаимодействия с работодателями на предмет определения потребности в профессиональных навыках с целью корректировки региональных программ на очередной год
II квартал 2019 г., далее ежегодно до 2023 года
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединения работодателей, региональные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

предложения направлены в Минтруд России
9. Подготовка предложений по корректировке региональных программ с учетом прогноза потребности граждан предпенсионного возраста в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании (в том числе путем проведения социологических исследований) на очередной финансовый год

III квартал 2019 г., далее ежегодно до 2023 года
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
аналитические материалы с соответствующими прогнозами направлены в Минтруд России
10. Мониторинг трудоустройства и закрепляемости на рабочих местах работников предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование
2019 — 2023 гг. ежеквартально, начиная с III квартала 2019 г.
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, Роструд

сформированы аналитические данные в ежемесячном режиме
11. Организация информирования граждан о возможности участия в программах профессионального обучения и дополнительного профессионального образования
2019 — 2024 годы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединения работодателей, региональные трехсторонние комиссии по регулированию

организовано информирование граждан о возможностях участия в региональных программах

Наименование мероприятия Срок исполнения Ответственный исполнитель Ожидаемый результат социально-трудовых отношений

12. Организация информирования работодателей для участия в региональных программах (подпрограммах)
2019 — 2024 годы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

организовано информирование работодателей для участия в региональных программах

13. Реализация программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста с целью актуализации компетенций и обновления профессиональных знаний данной категории граждан, в том числе:

2019 — 2024 годы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Союз «Ворлдскиллс Россия»
обучено не менее 75 тыс. граждан по Российской Федерации ежегодно за период 2019 — 2024 годов
обучение не менее 300 тыс. граждан предпенсионного возраста в рамках компетенции органов службы занятости субъектов Российской Федерации
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
обучено не менее 300 тыс. граждан по Российской Федерации за период 2019 — 2024 годов

обучение не менее 150 тыс. граждан предпенсионного возраста с использованием возможностей Союза «Ворлдскиллс Россия»
Союз «Ворлдскиллс Россия» обучено не менее 150 тыс. граждан по Российской Федерации за период 2019 — 2024 годов

14. Разработка методологии определения целевого показателя, отражающего уровень занятости (уровень трудоустройства) граждан предпенсионного возраста после прохождения ими обучения

I квартал 2019 г. Минтруд России, Роструд
принят приказ Минтруда России
15. Утверждение правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и
IV квартал 2018 г. Минтруд России, Минфин России, Минэкономразвития России, Минпросвещения России
подготовлено постановление Правительства Российской Федерации

Наименование мероприятия Срок исполнения Ответственный исполнитель Ожидаемый результат дополнительного профессионального образования лиц предпенсионного возраста в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография»

16. Утверждение правил предоставления субсидии из федерального бюджета Союзу «Ворлдскиллс Россия» на организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста, а также проведение чемпионатов профессионального мастерства по стандартам Ворлдскиллс для людей старше 50-ти лет «НАВЫКИ МУДРЫХ»

январь 2019 г. Минтруд России, Минфин России, Минэкономразвития России, Минобрнауки России

принято постановление Правительства Российской Федерации
17. Проведение чемпионатов профессионального мастерства по стандартам Ворлдскиллс для людей старше 50-ти лет «НАВЫКИ МУДРЫХ»
2019 — 2024 годы Союз «Ворлдскиллс Россия», Минпросвещения России, Минтруд России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
проведение чемпионатов профессионального мастерства по стандартам Ворлдскиллс для людей старше 50-ти лет «НАВЫКИ МУДРЫХ»

Город на 1 января 2019 года на 1 января 2018 года Динамика % Субъект РФ, в состав которого входит город
1 г. Москва 12 615 882 12 506 468 109 414 0.87 гор.ф.з. Москва
2 г. Санкт-Петербург 5 383 890 5 351 935 31 955 0.60 гор.ф.з. Санкт-Петербург
3 г. Новосибирск 1 618 039 1 612 833 5 206 0.32 Новосибирская область
4 г. Екатеринбург 1 483 119 1 468 833 14 286 0.97 Свердловская область
5 г. Нижний Новгород 1 253 511 1 259 013 — 5 502 -0.44 Нижегородская область
6 г. Казань 1 251 969 1 243 500 8 469 0.68 Республика Татарстан
7 г. Челябинск 1 200 719 1 202 371 — 1 652 -0.14 Челябинская область
8 г. Омск 1 164 815 1 172 070 — 7 255 -0.62 Омская область
9 г. Самара 1 156 608 1 163 399 — 6 791 -0.58 Самарская область
10 г. Ростов-на-Дону 1 133 307 1 130 305 3 002 0.27 Ростовская область
11 г. Уфа 1 124 226 1 120 547 3 679 0.33 Респ. Башкортостан
12 г. Красноярск 1 095 286 1 090 811 4 475 0.41 Красноярский край
13 г. Воронеж 1 054 111 1 047 549 6 562 0.63 Воронежская область
14 г. Пермь 1 053 934 1 051 583 2 351 0.22 Пермский край
15 г. Волгоград 1 013 468 1 013 533 — 65 -0.01 Волгоградская область
Итого: 33 602 884 33 434 750 168 134 0.50
Город на 1 января 2019 года на 1 января 2018 года Динамика % Субъект РФ, в состав которого входит город
16 г. Краснодар 918 145 899 541 18 604 2.07 Краснодарский край
17 г. Саратов 841 902 844 858 — 2 956 -0.35 Саратовская область
18 г. Тюмень 788 666 768 358 20 308 2.64 Тюменская обл. без АО
19 г. Тольятти 702 831 707 408 — 4 577 -0.65 Самарская область
Город на 1 января 2018 года на 1 января 2017 года Динами
ка
% Субъект РФ, в состав которого входит город
1 г. Москва 12 506 468 12 380 664 125 804 1.02 г.ф.з. Москва
2 г. Санкт-Петербург 5 351 935 5 281 579 70 356 1.33 г.ф.з. Санкт-Петербург
3 г. Новосибирск 1 612 833 1 602 915 9 918 0.62 Новосибирская обл.
4 г. Екатеринбург 1 468 833 1 455 514 13 319 0.92 Свердловская область
5 г. Нижний Новгород 1 259 013 1 261 666 — 2 653 -0.21 Нижегородская обл.
6 г. Казань 1 243 500 1 231 878 11 622 0.94 Республика Татарстан
7 г. Челябинск 1 202 371 1 198 858 3 513 0.29 Челябинская область
8 г. Омск 1 172 070 1 178 391 — 6 321 -0.54 Омская область
9 г. Самара 1 163 399 1 169 719 — 6 320 -0.54 Самарская область
10 г. Ростов-на-Дону 1 130 305 1 125 299 5 006 0.44 Ростовская область
11 г. Уфа 1 120 547 1 115 560 4 987 0.45 Респ. Башкортостан
12 г. Красноярск 1 090 811 1 082 933 7 878 0.73 Красноярский край
13 г. Пермь 1 051 583 1 048 005 3 578 0.34 Пермский край
14 г. Воронеж 1 047 549 1 039 801 7 748 0.75 Воронежская область
15 г. Волгоград 1 013 533 1 015 586 — 2 053 -0.2 Волгоградская область

Станьте первым комментатором

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *