Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Программа борьбы с употреблением алкоголя на предприятии (в учреждении)

Отмечается, что целью такой меры является снижение количества несчастных случаев на производстве. Процедуру предлагается проводить при помощи алкотестера.

Министерство также рекомендует проводить корпоративы с безалкогольными напитками.

Ранее сообщалось, что Минздрав также предложил ввести ограничительные меры для борьбы с курением работников. В частности, министерство советует работодателям оценить трудопотери и материальные издержки, связанные с курением сотрудников, и разработать инструмент сокращения потребления табака, применяя финансовые поощрения или штрафные санкции.

Многие исследования выявили значительную связь между стрессом на рабочем месте и риском пагубного потребления алкоголя и возможной алкогольной зависимости. Имеются данные, свидетельствующие о том, что злоупотребление алкоголем увеличивает риск безработицы. Исследования показывают, что потребление алкоголя оказывает большее влияние на производительность труда. В целом, затраты на потерю производительности являются доминирующим элементом издержек, связанных с вредом, наносимым алкоголем, и составляют примерно половину общих затрат на проблемы вызванные алкоголем в ЕС.
К числу мероприятий, направленных на снижение масштабов злоупотребления алкоголем в России, относится
разработка и реализация мер антиалкогольной политики в местах работы граждан
основанных на: -просвещении, -профилактике, -раннем выявлении и лечении алкогольной зависимости.
Рабочее место
предоставляет уникальные возможности для реализации профилактических стратегий
направленных на снижение вреда, наносимого алкоголем, поскольку большинство взрослых людей проводят значительную часть своего времени на работе.
С другой стороны рабочее место также может быть фактором риска вредного употребления алкоголя.

2.1. Организация тестирования сотрудников на употребление алкоголя
ЦЕЛЬ Снижение количества несчастных случаев на производстве. ОПИСАНИЕ Цель тестирования – выявление сотрудников с проблемным потреблением алкоголя. Используемый метод – определение алкоголя в выдыхаемом воздухе с использованием алкотестера. Проверки проводятся в следующих ситуациях:
В случае отказа от прохождения теста, сотрудник считается позитивным. ОТВЕТСТВЕННЫЕ служба охраны; отдел кадров; медицинская служба. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ До достижения устойчивого результата. РЕЗУЛЬТАТ Для оценки эффективности практики используется ряд индикаторов: ИНДИКАТОРЫ ПРОЦЕССА: % положительных тестов; % отрицательных тестов;% отказов от тестирования; % работников, проходящих программу детоксикации. ИНДИКАТОРЫ РЕЗУЛЬТАТА: количество дней нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на 100 работающих; количество дней, пропущенных по немедицинским причинам на 100 работающих.
Пример: Система контроля и управления доступом (СКУД) на предприятиях ПАО «Северстали», «Алкорамки» на ПАО «ГМК «Норильский никель» (Приложение 2, п.2.1.)
плановые проверки, с уведомлением персонала, в том числе предсменные, предрейсовые;
случайная проверка, без уведомления;
проверка при подозрении на опьянение;
проверка при несчастном случае;
повторные проверки.

2.2. Организация консультативной помощи по вопросам, связанным с риском пагубного употребления алкоголя
ЦЕЛЬ Снижение доли сотрудников с риском пагубного употребления алкоголя .
ОПИСАНИЕ
Наиболее оптимальным способом выявления вышеуказанных зон является использование теста AUDIT, разработанного Всемирной организацией здравоохранения. Ответы на каждый вопрос оценивают в баллах от 0 до 4, затем суммируются.
В результате респондент может набрать от 0 до 40 баллов:
Организация этой работы требует создание консультативного кабинета и подготовки специалистов. Консультировать сотрудников могут врач, средний медицинский работник, психолог или медицинский психолог. Если в организации уже существует кабинет психологической помощи, необходимо дополнить его функции оказанием консультативной помощью сотрудникам с риском пагубного употребления алкоголя.
Уровень употребления алкоголя может быть разделен на три зоны: зеленую, желтую и красную
К «зеленой зоне» относятся работники, которые не употребляют алкоголь или употребляют его в умеренном количестве, учитывая требования обстоятельств.
Работники «желтой зоны» чрезмерно употребляют алкоголь, не учитывая требований обстоятельств и с негативными последствиями.
«Красная зона» сигнализирует о злоупотреблении алкоголем с выраженными негативными последствиями для сотрудника и/или окружающих, включая химическую зависимость.

ОТВЕТСТВЕННЫЕ отдел кадров; медицинская служба.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ Срок реализации – до достижения устойчивого результата.
РЕЗУЛЬТАТ Для оценки эффективности практики используется ряд индикаторов:
ИНДИКАТОРЫ ПРОЦЕССА: Отчет отдела кадров о количестве обученных сотрудников; повышение уровня осведомленности о риске потребления алкоголя.
ИНДИКАТОРЫ РЕЗУЛЬТАТА: Снижение доли сотрудников в «красной зоне» по результатам теста AUDIT.
Пример: Бельгийская компания «Resilux», производитель упаковочных материалов (Приложение 2, п. 2.2.)

2.3. Коммуникационная кампания по повышению осведомленности в отношении алкоголя

ЦЕЛЬ Повысить осведомленность работников и менеджеров о вреде, связанном с алкоголем и рисках, связанных с алкоголем на рабочем месте. ОПИСАНИЕ Коммуникационная кампания, направленная на повышение осведомленности сотрудников, является ключевым компонентом, предваряющим организацию любых действий, направленных на снижение пагубного употребления алкоголя. Научные данные показывают, что программы обучения и подготовки на рабочем месте могут эффективно влиять на поведение сотрудников, связанное с употреблением алкоголя. Важным аспектом информационной работы является также предоставление сведений о политике в отношении употребления алкоголя, о помощи, которую сотрудники могут получить на рабочем месте или о поддержке, предлагаемой сторонними организациями. Информации о последствиях употребления алкоголя способствует развитию культуры в организации, где работники, зная о потенциальных рисках алкогольного потребления для безопасности и здоровья, готовы поощрять друг друга к безопасной работе. Чтобы обучение сотрудников было эффективным, оно не должно быть одноразовым мероприятием. Обучение сотрудников следует проводить регулярно, и также регулярно сотрудники должны быть снабжены информационными материалами (брошюрами, буклетами) и контактной информацией, куда можно обратиться за помощью. Для организации эффективного обучения рекомендуется подготовить группу организаторов (2-3 координаторов для небольшой компании или команды для крупной), которые проводят обучение.

Законодательство в решении проблем пагубного потребления алкоголя
Влияние употребления алкоголя на сотрудника и организацию
Оценка ситуации в организации и оказании консультативной помощи
Программа информирования сотрудников
Оценка и мониторинг реализации программы
Обоснование. Цели и задачи тренинга.
Алкогольные проблемы в трудовом законодательстве. Принципы организации системы профилактических мер в организации. Политика в отношении употребления алкоголя.
Причины употребления алкогольных напитков. Влияние алкоголя на организм человека. Острые и хронические эффекты. Термины и определения. Влияние алкоголя на производительность труда.
Диагностика проблем с алкоголем на рабочем месте. Использование вопросника AUDIT. Интерпретация рисков. Краткие вмешательства.
Формы и методы повышения осведомленности сотрудников.
Разработка индикаторов программы. Организация сбора и анализа информации
ОТВЕТСТВЕННЫЕ отдел кадров; PR отдел.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ до достижения устойчивого результата.

РЕЗУЛЬТАТ Для оценки эффективности практики используется ряд индикаторов:

ИНДИКАТОРЫ ПРОЦЕССА Отчет отдела кадров о количестве обученных сотрудников, количестве активных посетителей сайта, количестве звонков на «горячую» телефонную линию. ИНДИКАТОРЫ РЕЗУЛЬТАТА повышение уровня осведомленности о риске потребления алкоголя, %; повышение уровня осведомленности о политике (стандарте) в отношении употребления алкоголя, %; доля сотрудников, положительно ответивших на вопросы проверочного теста.
Пример: Коммуникационная кампания торгового порта Барселоны. (Приложение 2.4) Бельгийская компания «Resilux», производитель упаковочных материалов (Приложение 2, п. 2.3.)
Возможными коммуникационными каналами могут быть различные информационные материалы, включая брошюры, плакаты и инфографику
разработка логотипа кампании для использования на местных досках объявлений, в информационных бюллетенях, на веб-сайте организации и на страницах в социальных сетях, в шаблоне корпоративного письма
«горячая» телефонная линия
сайт или страница для сайта, посвященная кампании, с калькулятором и тестом AUDIT и другой необходимой информацией (факты и мифы об алкоголе, полезные ссылки о том, где можно получить дополнительную помощь, форма для оценки инструментария)
пост на страничке в социальных сетях о том, как оценить текущий уровень употребления алкоголя, используя тест AUDIT
вопросы и ответы по местной радиостанции; полезные ссылки о том, где можно получить дополнительную помощь
Кампании по повышению осведомленности следует адаптировать к характеристикам конкретных целевых групп, а предоставление информации с большей вероятностью будет успешным, если будут использоваться интерактивные и творческие методы

2.4. Организация безалкогольных корпоративных мероприятий
ЦЕЛЬ Снижение мотивации для употребления алкоголя.
ОПИСАНИЕ Данная практика может применяться как часть корпоративной политики, либо как самостоятельное мероприятие. Основная идея – показать людям, что алкоголь – это не обязательная часть праздника, что можно веселиться и без употребления алкогольных напитков. Проведение такого праздника требует творческого подхода, и может осуществляться самостоятельно или с привлечением сторонних организаций. Принимает решение о формате и программе празднования, безусловно, руководство, иногда советуясь с подчиненными. В случае безалкогольной вечеринки не стоит делать сотрудникам «сюрприз»: кто-то может рассчитывать на бесплатную выпивку, а кто-то даже принести с собой. Чтобы избежать неприятных ситуаций, лучше предупредить о формате заранее и позаботиться о том, чтобы корпоратив не был запятнан разговорами о том, почему отсутствует выпивка. Поэтому лучше предупредить заранее, а точнее – оговорить положительные стороны планируемого мероприятия.
ОТВЕТСТВЕННЫЕ: отдел кадров; PR отдел; специализированные агентства.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ Определяются общим планом корпоративных мероприятий.
РЕЗУЛЬТАТ Изменение отношения персонала к употреблению алкоголя как необходимому атрибуту праздника.
ИНДИКАТОРЫ ПРОЦЕССА Выполнение плана мероприятий.
ИНДИКАТОРЫ РЕЗУЛЬТАТА Рост числа сотрудников с положительным отношением к безалкогольным праздникам.

Станьте первым комментатором

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *